Этот вопрос интересовал меня долгие годы, и я рассматривал его под разными углами зрения. Для того чтобы обозначить широту охвата проблемы при анализе, опишу кратко сферу моих интересов и компетенций.
Более 25 лет я занимаюсь практической психологией, успев за это время стать психотерапевтом Европейского реестра, защитить докторскую диссертацию по психологии, обучить свыше 7000 специалистов-практиков, в целом провести более 40000 часов консультирования и тренинговой деятельности, и многое другое.
Конечно, сразу в обсуждении обозначенных вопросов стоит отмести случаи, когда специалисты не освоили свою профессиональную область: с этим все понятно изначально. Консультантам полезно как можно больше учиться профессии, проходить самим практику психотерапии и коучинга со своими задачами, быть внимательными к обратной связи коллег и т.д. А клиентам имеет смысл более внимательно относиться к выбору специалиста и помнить народную пословицу: не все то золото, что блестит! Это становится все актуальнее и актуальнее в эру информационных технологий, когда «крутой» имидж может быть создан практически на крайне слабом уровне компетентности за счет стратегий «раскрутки»: ораторского искусства, фотошопа и художественных фотографий, выдуманных историй успеха и т.д.!
А кроме этих банальных причин, что еще влияет на успех работы консультантов?
В начале своего профессионального пути мне казалось, что дело заключается только в трудности самих проблем, механизмах их возникновения и функционирования, которые пока еще не известны специалистам. И действительно, при работе с такими комплексными симптомами, как булимия, анорексия, депрессия и т.д., требующих сложных психологических инструментов, можно обнаружить, что действенных приемов у профессионалов не так уж много. Психотерапевты в этих случаях часто пребывают в тупике. Ведь большинство приемов, которым они обучались, были построены для относительно простых случаев. Чтобы справляться с более сложными ситуациями, я занял позицию исследователя, придерживаясь простой логики: если нет готовых инструментов, то их надо открыть самостоятельно! Я и по сей день продолжаю работать с «тяжелыми» симптомами: миастения, сонный паралич, псориаз, панические атаки, депрессия и т.д. Конечно, не всегда удается выигрывать «соревнование» со счетом 10 из 10. Но накапливающиеся опыт и понимание того, как надо действовать, привели меня к новым подходам в работе. В итоге я пришел к необходимости создания авторских методов, которых нет в других школах консультирования.
Вместе с тем с годами у меня появились более глубокие объяснения, почему разные психологи-консультанты даже с большим опытом работы могут быть неэффективны в оказании помощи людям в решении их проблем.
Это связано с исходными различиями фокусировки психотерапевта и коуча!
В целом внутри каждого из этих методов консультирования существует множество собственных сложностей, которые не облегчают рассматриваемую нами ситуацию с качеством работы профессионалов.
Кратко остановимся на них.
Психотерапия — это психологическая помощь людям в преодолении их глубинных проблем, большая часть из которых представляет собой психотравмы.
В этой области существуют свои традиции подготовки специалистов. Как правило, они создавались в рамках какой-нибудь одной психотерапевтической школы. В Европейскую ассоциацию (ЕАП) на данный момент входит 22 признанных терапевтических направления консультирования. Согласно стандартам данной организации, психотерапевтом является специалист, прошедший не менее 400 часов психологической подготовки и четыре года обучения в одной из признанных школ. К сожалению, каждое направление психотерапии имеет свои границы в работе с симптомами человека. Например, телесно-ориентированная психотерапия не направлена на решение когнитивных сложностей человека. Специалист в ходе обучения конкретному методу не всегда хорошо это осознает. Он может эффективно работать только в пределах трудностей, на решение которых больше всего направлен выбранный им подход.
Кроме того, существует довольно большая проблема в ориентированности многих психотерапевтов на работу с прошлым опытом клиента. Так, приходя к специалисту, человек заявляет о какой-то частной проблеме, которую хочет решить. Например, преодолеть панические атаки. Но решение этой трудности, как правило, не влечет за собой системные изменения в его жизни. Человек по-прежнему будет воспроизводить сложившийся жизненный сценарий и жизненный стиль, которые и привели его в кабинет специалиста. Иными словами, его привычный образ жизни через какой-то промежуток времени будет способствовать возврату симптома или созданию новых трудностей иногда даже более глубокого уровня.
Есть и процессуально-временная сложность. Терапия может быть долгой. В ходе продолжительных сессий у клиента теряется мотивация к работе над собой. Не получая быстрого результата, он перестает что-либо делать для саморазвития. Это, в свою очередь, ослабляет веру в позитивный исход и лучшее будущее, что порой даже важнее решения проблемы, с которой он пришел.
Коучинг — это помощь людям в решении их текущих задач. В самом широком смысле он представляет собой консультирование по целям (самое распространенное его определение).
Ситуация с коучингом еще сложнее. У многих специалистов (особенно у научных психологов и психотерапевтов) содержание и технологии работы коучинга вызывают множество критики. В своей статье «Семь системных грехов коучинга» я подробно рассматриваю этот вопрос. В некоторых странах он официально не признается, а там, где принято государственное регулирование, требуется специальная подготовка на базе высшего образования.
У коучинга есть ряд слабых сторон, из-за которых консультант может быть не эффективен:
При работе с коучем у клиента могут сразу не проявляться глубинные детские проблемы. Но, как только клиент захочет сделать сильный рывок в своем развитии, эти проблемы чаще всего и будут его сдерживать. Это, пожалуй, самая главная причина, из-за которой коучинг оказывается не эффективен.
Сложная симптоматика у клиентов всегда связана с непростыми событиями в прошлом. Память об этих ситуациях оказывает влияние на текущую жизнь. И, словно стена, закрывает путь в будущее. Те, кто приходят к психотерапевту, как правило, имеют проявления проблемного состояния, причины которого тянутся порой из детства. Поэтому терапевт анализирует прошлое, чтобы понять и изменить текущее положение дел.
Клиенты коуча ставят цели (карьерные и личные) различного масштаба (тактические и стратегические). Поэтому коуч работает с текущим состоянием человека и помогает ему достичь изменений в будущем.
Можно сказать, что специализация этих двух видов консультирования и отделение их друг от друга, помимо благ, таит в себе и сложности. Ведь у любой медали, как известно, всегда две стороны: парадная и «теневая»!
Решение очевидно. Необходимо объединить методы работы коуча и психотерапевта, сделать их системными в различных аспектах опыта и направлениях. Важно проработать с клиентом сложные ситуации и в прошлом, и в настоящем, и даже в будущем. Психотерапевтам особенно стоит помнить, что в прошлом человека запечатлены не только проблемы, но и накоплены эффективные стратегии. А коучам необходимо понимать, что будущее некоторых клиентов может быть угрожающим (таить в себе черты травмированного опыта). Поэтому важно фокусироваться в каждом времени не только на трудностях, но и на ресурсах.
В реальной же практике консультирования изредка встречаются случаи, когда у клиента достаточно простой по своему внутреннему составу сложностей запрос к специалисту. Тогда коучу не слишком нужны инструменты психотерапевта, а для терапевта не востребованы методы коуча. Каждый может действовать в пределах привычных и хорошо освоенных компетенций.
Общая сложность для коучей и терапевтов — отсутствие фокусировки на психологических структурах, связанных с организацией жизни человека!
В большинстве своем выявление проблемной жизненной ситуации клиента и в прошлом, и в настоящем, и в будущем позволяет создать более результативную стратегию помощи. Я достигаю значительных успехов, когда исследую то, как проблема клиента связана с его сценарием жизни и образом жизни (ежедневными привычками жить). Вся моя практика привела меня к необходимости исследования в ходе консультирования жизненного пути клиента: событий жизни, этапов жизни, жизненно важных стратегий, вариантов жизни, жизненного стиля.
Именно на этом я основываю свой авторский метод «Системное формирование жизненного пути личности». В нем разработаны две технологии работы с клиентом «Коучинг жизненного пути личности» и «Терапия жизненного пути личности», которые сочетаются друг с другом.
При работе с глубокими психическими травмами я использую психотерапию всего жизненного пути, а при работе с системой целей клиента (от краткосрочных — к долгосрочным) я использую коучинг жизненного пути.
Важно в ходе консультирования постоянно показывать клиенту, как может измениться его жизнь, создавать системную мотивацию: как в работе с травмами, так и с тактическими задачами.
Профессионалу очень важно изначально верно определиться с выбранным маршрутом консультирования! В рамках моего метода разработаны специальные тесты и методики проектирования индивидуальной стратегии консультирования. Обычно клиент и консультант уже на первой сессии, после детальной диагностики совместно определяют тематику и последовательность 7-10 будущих встреч.
Данный подход будет особенно полезен консультантам, которые хотят решать те проблемы, которые им не удается преодолеть их текущими методами, и тем профессионалам, которые хотят обогатить свою компетенцию новыми психологическими приемами. Всем, кто им заинтересовался рекомендую прочитать статьи, пройти тесты и уроки на моем сайте. Начать вы можете со статьи «Как изменить судьбу и стать автором своей жизни?» А затем, рекомендую подробнее узнать о жизненном сценарии в статье «Как изменить жизнь к лучшему: от трансформации жизненного сценария — к формированию успешного жизненного пути!».