Как изменить жизнь к лучшему: от трансформации жизненного сценария — к формированию успешного жизненного пути! — Коучинг жизненного пути личности

Как изменить жизнь к лучшему: от трансформации жизненного сценария — к формированию успешного жизненного пути!

Как изменить жизнь к лучшему? Этим вопросом озадачиваются люди множество раз в своей жизни. Он одинаково актуален для того, кто считает себя неудачником, и для того, кто является успешным человеком!

Вы неожиданно попадаете в трудные обстоятельства, смотрите фильм о судьбах людей, читаете книгу о том, как герой находит новую жизнь, смотрите на кого?то, кто достиг больших высот, просто размышляете о нескольких годах жизни, соотнося прошлое, настоящее и будущее…

Все это поводы, отправляющие человека к осознанию (рефлексии) того, как он живет. Иногда они превращаются в жизненные выборы, после которых человек выходит из зоны комфорта и способен изменить многое в своем жизненном сценарии! Поэтому существуют естественные катализаторы жизненных изменений: обстоятельства, меняющие жизнь; книги, меняющие жизнь; фильмы, меняющие жизнь; люди, меняющие жизнь; рефлексия, меняющая жизнь.

Последний из указанного списка «инструмент» заложен внутри психики самого человека! Ведь именно он позволяет выйти нашему мышлению за свои собственные пределы и из этой «точки» (рефлексивный выход) увидеть, что именно нуждается в преобразовании!

Поэтому у каждого возраста свои насущные рефлексивные вопросы, свойственные определенной фазе жизненного цикла: «Куда пойти учиться, чтобы жизнь удалась?», «Как найти любимого человека на всю жизнь и построить свое счастье?», «Как стать профессионалом, чтобы в жизни ощущать свою значимость и полезность для других?», «Что станет пиком самореализации в жизни, чтобы можно было достичь своего наивысшего потенциала?», «Каково предназначение, и в чем заключается смысл жизни?».

При этом, по моему мнению, на каждом временном отрезке жизни есть «корневой» метавопрос, как бы связывающий самоанализ с будущими действиями: как правильно распорядиться своей жизнью? Отвечая на него, обычно человек сподвигается к принятию жизненно важных решений, которые лежат в основе особых поворотных событий.

Кстати, если коуч умеет находить и формулировать такого рода «правильные» вопросы, его помощь человеку может быть достаточно глубокой.

В зависимости от множества индивидуальных свойств человека (особенно «когнитивной сложности») список рефлексивных вопросов может быть разного уровня глубины, высоты и широты, содержащихся в нем смыслов. Иными словами, чем более сложно психологически организован человек, тем более «тонкие» грани жизни занимают его мышление! А слишком «просто» внутренне организованных людей такие вопросы не беспокоят, поэтому они часто не подозревают об истинных причинах своих сложностей.

В связи с этим, помимо осознания типичного для большинства людей жизненного цикла, важно помочь людям инициировать анализ индивидуальных способов проживания этапов жизни, «опрозрачить» самые важные причинно?следственные связи между событиями и результатами жизни, чтобы создать почву для выверенных эффективных изменений.

Поэтому в этой статье я предлагаю разобраться с психологическим содержанием понятий «жизнь», «жизненный путь» — индивидуальными способами жить, чтобы наметить действенные практические инструменты по их обогащению.

К сожалению, в научной психологии, несмотря на то, что к этой теме обращались многие выдающиеся исследователи прошлого, до сих пор нет четкого конструктивного понимания многих терминов, используя которые можно осознанно менять свою жизнь. Но для полноты понимания и ясности выстраивания представлений осуществим небольшой экскурс в историю психологии, отметив наиболее существенное для продолжения начатого в таком направлении разговора.

Первым психологом, который заговорил о способах организации жизни людей, был Альфред Адлер. Являясь учеником Зигмунда Фрейда, уйдя из психоанализа, он стал разрабатывать иную линию в психологической науке, предложив термин «стиль жизни». Он и по сей день является исходным в отношении близких по значению понятий, появившихся позднее: «сценарий жизни», «образ жизни», «программа жизни», «стратегия жизни», «план жизни» и т.д. Адлер отмечал, что стиль жизни складывается к пяти годам и затем с трудом подвергается изменению. В его представлениях психотерапевт (психолог?консультант) и должен помочь человеку осознать ошибочный стиль жизни и найти более эффективный.

Однако понятие «стиль жизни» осталось в рамках концепции индивидуальной психологии. Более общеупотребимым термином стало понятие «жизненный сценарий», прочно вошедшее не только в научную психологию, но и в лексикон большинства современных людей. Это случилось благодаря достаточно широкому распространению книг Э. Берна, оно стало на слуху даже у тех, кто не догадывается об истоках возникновения термина. Действительно, его важность для саморазвития человека, сознательного управления своей жизнью, определения собственного жизненного пути трудно переоценить! С одной стороны, это хорошо, что он стал понятием житейской психологии, доступным для широкого круга людей. Ведь если есть слово, то за ним скрывается значение и, таким образом, создается возможность соотноситься с его содержанием, анализировать, рассуждать, строить выводы, а в итоге даже управлять реальностью, с ним связанной. Иными словами, если бы не было понятия «жизненный сценарий», то не было бы предмета для размышлений (качественной рефлексии) и последующей практики! Но с другой стороны, значительная часть людей использует этот термин формально, не углубляясь в его содержание. Может быть, поэтому люди не имеют до сих пор действенного инструмента для осуществления коренных жизненных изменений?

На мой взгляд, всем думающим о своей жизни людям необычайно важно разобраться со многими вопросами, которые возникают в связи с понятием «жизненный сценарий» не только с точки зрения теории, но и, самое главное, с точки зрения практики его применения.

Итак, собственно термин «жизненный сценарий» был введен Э. Берном в рамках трансактного анализа (ветвь психоанализа). Под жизненным сценарием он понимал некоторую бессознательную структуру, программу поступательного развития, управляющую жизнью человека и определяющую его поведение в важных жизненных аспектах.

В целом в рамках трансактного анализа был предложен следующий список основных сценариев:

  • «Пока не»: ничто хорошее не случится, пока что?то менее хорошее не закончится.
  • «После»: после чего?то хорошего должно обязательно приключиться что?нибудь плохое.
  • «Никогда»: никогда не получу того, чего больше всего хочу.
  • «Всегда»: неприятности — сплошная «полоса невезения».
  • «Почти»: когда пытаешься что?либо сделать, редко удаётся довести дело до конца.

Я как консультант использую идеи Э. Берна уже более 30 лет в своей практике и отношусь к этой концепции с большим уважением. Но все же должен признать, что этого описания крайне не достаточно для оказания действенной помощи людям. Перечисленные паттерны, скорее всего, указывают на довольно распространённые жизненные установки людей, определяющие жизнь. Возникает множество вопросов, и, пожалуй, главный из них — из каких подструктур состоит сценарий? Детального ответа в данном методе, к сожалению, нет.

По мнению Эрика Берна, для изменения жизненных сценариев необходимо осознавать содержание собственного сценария, замечать однозначные установки и изменять их или избавляться от них, стараться избегать ситуаций, в которых повторяются основные модели поведения жизненного сценария, отменять сценарий, получив «разрешение» авторитетного человека. Автор трансактного анализа указывал, что человек осознает свой сценарий не в любой момент жизни — наиболее полно и четко он проявляется в условиях кризиса и нестандартных ситуаций.

По этому поводу также стоит заметить, что Э. Берн в концепции скорее указывает на возможное направление движения по изменению сценария, нежели предлагает операционально, пошагово выстроенную технологию изменений.

Далее в различных научных психологических источниках вслед за Э.Берном различными исследователями неоднократно высказывалась мысль о необходимости развивать жизненный сценарий осознанно, посредством использования ряда психотерапевтических методов (трансактного анализа, гештальт?терапии, когнитивно?поведенческой психотерапии, сказкотерапии и др.)

В целом различные авторы сходятся в мысли, что чем более развитой (психически зрелой, активной, творческой) становится личность, тем более осознанно она воплощает свой жизненный сценарий и способна его корректировать.

Здесь можно было бы привести множество известных имен: Ш. Бюлер, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, Д. Келли, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульхановой?Славская, В.Н. Дружинин, К.В. Карпинский и т.д., которые прямо или косвенно внесли вклад в разработку «психологии жизненного пути», однако четкого, инструментально выстроенного, системного, практическогометода так и не предложено.

Я как доктор психологических наук и практикующий консультант с большим опытом смотрю на жизнь своих клиентов сквозь призму психологических знаний и давно уже системно анализирую их сложности, накопленные ресурсы, осуществляемые изменения и полученные результаты в соотношении друг с другом. Когда я только начинал консультировать, 25 лет назад, у меня было множество профессиональных вопросов:

  • Почему одни необычайно активно меняют свою жизнь, принимая самостоятельные решения, а другие нет?
  • Что скрывается за инфантильностью взрослых людей?
  • Что мешает людям достигать жизненного успеха?
  • Что сдерживает людей от принятия коренных жизненных решений?
  • Существуют ли более успешные «способы жизни»?
  • Можно ли воспользоваться знаниями о жизненных успехах одних людей для помощи другим?
  • Как прожить «несколько жизней» за одну?
  • Что является критериями жизненной эффективности?
  • Как люди находят главное в своей жизни?

Ответы на эти и многие другие схожие вопросы, такое положение дел в данном направлении психологической науки привели меня к созданию авторского научного метода психологической помощи «Системное формирование жизненного пути личности».

Основная идея метода заключается в том, что большинство жизненных задач и проблем человека нецелесообразно рассматривать без анализа и изменений «способов жить», поэтому системная психологическая помощь людям должна строиться на основе понятий, отражающих «образ жизни»: «жизненный путь», «жизненный сценарий», «варианты жизни», «стиль жизни» и т.д.

Отдельной задачей для меня стало определение всех этих терминов как взаимосогласованных, непротиворечивых, не дублирующих друг друга. Я изначально исходил из идеи, что именно это позволит разработать конструктивную модель, помогающую практически действовать консультантам различных видов.

Разработанная концепция представлена двумя взаимопроникающими и одновременно самостоятельными авторскими технологиями оказания помощи людям:

  • «Коучинг жизненного пути личности».
  • «Терапия жизненного пути личности».

Сочетание этих технологий представляет собой стратегию организации психологической помощи. В отличие от многих других подходов, в данном методе предложено оригинальное решение вопроса консультирования по реализации жизненных задач и преодолению глубоких личностных проблем.

Остановимся на самых значимых понятиях метода. Они важны для системности, стройности и строгости подхода.

Коучинг жизненного пути личности представляет собой систему психологического консультирования, направленную на обогащение жизненного пути человека, оказание ему системной помощи в реализации своего наивысшего потенциала (самоактуализация).

Терапия жизненного пути личности представляет собой систему оказания психологической помощи по преодолению глубоких личностных проблем (психические травмы, зависимости, психосоматические заболевания и т.д.) посредством трансформации индивидуальных особенностей своей личности и жизни (собственного жизненного пути, вариантов жизни, стиля жизни).

В данной концепции под понятием «жизненный путь» понимается индивидуальная траектория («маршрут») жизни человека (внутренние представления «проекта жизни» и внешнее его осуществление). Структурными единицами жизненного пути являются события жизни и этапы жизни.

Понятия «жизненный цикл» и «жизненный путь» существенным образом различаются. Под жизненным циклом понимается поэтапное прохождение жизненных фаз, свойственных большинству людей. Название фаз и их основная функция, таким образом, примерно одинаковы у всех. Жизненный путь раскрывает индивидуальность проживания этапов жизни, показывает их несхожесть по многим параметрам (содержанию, функциям, названиям, количеству этапов и т.д.) с другим человеком.

Жизненное событие — мельчайшая единица целостного явления «жизнь», представляющая собой наиболее значимую (поворотную) жизненную ситуацию.

Под этапом жизни понимается совокупность жизненных событий, объединенных определенным качеством (смыслом происходящего, уровнем развития, значением достигнутого и т.д.) и относящихся к одному временному периоду (отрезку) жизни.

Вариант жизни — предпочитаемый (повторяющийся) способ организации жизни в рамках одного или нескольких жизненных контекстов. В данной концепции за основу взято понятие, введенное В.Н. Дружининым, но при этом уточняются его составляющие, расширяется список вариантов жизни, предлагаются практические пути изменений.

Жизненный сценарий можнорассматривать как сложное структурное ментальное образование, предопределяющее специфические модели поведения в наиболее важных жизненных контекстах, состоящее из совокупностинескольких вариантов жизни.

Под жизненным стилем понимается устойчивая совокупность паттернов жизни одного дня, «ежедневные способы жить» (от распорядка дня до привычек питания). Стиль жизни — микроуровень организации жизни человека, а жизненный путь и вариант жизни — макроуровень.

Соотношение наиболее важных терминов, которые являются инструментальными в отношении понятия «жизнь», отражает следующая схема:

Предложенная схема представляет собой обсуждаемую ранее конструктивную модель, понимание которой позволяет выстроить в дальнейшем практические инструменты работы. В ней одним из центральных понятий, определяющих жизнь (жизненный путь человека), остается жизненный сценарий. Для того чтобы его эффективно менять, необходимо более четко знать пути его формирования и способы изменений.

Как мы уже обсуждали в кратком историческом экскурсе, Эрик Берн лишь наметил ответы на эти вопросы. В предложенной мной концепции «Системное формирование жизненного пути личности» предпринята попытка дать более детальный ответ по этому поводу. В частности, предполагается, чтожизненный сценарий складывается в детстве через жизненные установки, которые усваиваются в общении со взрослыми и в идентификации с ними. А более осознанно проявляется в правилах (убеждениях) о себе, своих возможностях, о мире и т.д.

Особенно во взрослом возрасте жизненные установки, убеждения и закрепленные поведенческие паттерны влияют на жизненные притязания, формирование целей и выработку активной жизненной позиции в построении жизни и собственной самореализации. Жизненные установки группируются по базовым контекстам, создавая основу для определенного варианта жизни. А в свою очередь, из нескольких вариантов жизни складывается жизненный сценарий.

Вариант жизни группирует ситуативные (контекстные) мыслительные и поведенческие паттерны. Они, как берега реки, обрамляющие ее русло, закрепляют «маршрут» движения, делая жизнь человека «сценарным». В результате всего этого «рисунок» дня, месяца, года имеет типичную, во многом повторяющуюся структуру.

В методе разработана технология трансформации жизненного сценария и обогащения жизненного пути. Она предполагает следующие этапы осуществления изменений:

  • выявление индивидуального профиля базовых контекстов жизни;
  • выявление индивидуального профилявариантов жизни;
  • выявление в каждом из вариантов жизни бессознательных личностных установок;
  • определение в конкретных контекстах вариантов жизни, обогащающих жизненный сценарий;
  • определение базовых ролей, с которыми связаны личностные установки;
  • трансформация ключевых негативных установок жизненного сценария;
  • обогащение «ролевого конструкта» личностного своеобразия;
  • разработка миссии ближайших этапов жизни;
  • разработка четкого плана по реализации миссии и обогащению жизненного пути.

Для каждого этапа работы спроектирована микротехнология: тесты, упражнения, техники.

Ключевыми факторами, помогающими трансформировать жизненный сценарий, являются варианты жизни и связанные с ними установки. Среди установок самыми, пожалуй, главными являются бессознательные представления о своей субъектности (самостоятельности и инициативности).

Тема субъектности глубоко разработана в «Коучинге жизненного пути личности», ее обсуждение представляет собой обширный материал для отдельной публикации.

Для того чтобы определить структурное содержание «жизненного сценария» и сделать это понятие практически действенным, в авторском методе, продолжая работы В.Н. Дружинина, было описано 18 вариантов жизни, 10 из которых являются наиболее распространенными в современном обществе:

  1. Жизнь как финансовый успех.
  2. Жизнь как достигаторство.
  3. Жизнь как реализация призвания и служение.
  4. Жизнь как саморазвитие и улучшение себя.
  5. Жизнь как развлечения.
  6. Жизнь как привычный уклад (распорядок).
  7. Жизнь как постоянная подготовка и откладывание на потом.
  8. Жизнь как обязательство/принуждение.
  9. Жизнь как творческий процесс.
  10. Жизнь как постоянный дрейф.

Проиллюстрируем идею того, что жизненный сценарий конкретного человека может состоять из различных сочетаний вариантов жизни, обусловленных базовыми контекстами человека. Вот несколько примеров из частной практики коучинга жизненного пути.

Елена Б. в профессиональной сфере — «жизнь как финансовый успех» и «жизнь по принуждению», в личной — «жизнь как дрейф», в сфере обучения и личностного развития — «жизнь как подготовка и откладывание». Основные паттерны этого человека довольно очевидны даже при анализе названий вариантов жизни. У нее нет любимого дела, работает в сфере продаж руководителем одного из филиалов. Главный мотив профессиональной деятельности — получение, накопление, с ее точки зрения, дохода. Она не любит свою работу, но благодаря определенной финансовой успешности всё же ей дорожит. Хотя жалуется на то, что периодически ей приходится себя заставлять ехать на работу. В личной жизни у нее уже было три брака, и на данный момент свободные отношения с молодым человеком. Но любви и счастья, по ее словам, так и нет. Из?за работы мало проводит времени с детьми, о чем сожалеет. Выход из этой ситуации она видит в получении второго образования, но как?то так происходит, что оно всё время откладывается. Правда, было сделано несколько краткосрочных попыток обучения в различных институтах.

Андрей С. в профессиональной сфере — «жизнь как достигаторство», «жизнь как служение», в личной — «жизнь как подготовка и откладывание», в обучении и развитии — «жизнь как саморазвитие и улучшение себя», в хобби — «жизнь как саморазвитие и улучшение себя» и «жизнь как развлечение». Человек является собственником крупного бизнеса, который занимает большую часть его времени. Его профессиональная деятельность является его призванием, к деньгам относится больше как к средству реализации своих мечтаний и амбициозных планов. У него много достижений, которыми он гордится. В личной жизни периодически длительные отношения, но создание семьи постоянно откладывает на потом. Очень любит учиться и делает это достаточно эффективно. Благодаря своему знанию и опыту является одним из экспертов высокого уровня в своей области. Любит путешествовать, увлекается холистическим туризмом, в рамках которого познает много нового. Несмотря на большую занятость на работе, успевает отдыхать.

Галина С. в профессиональной сфере — «жизнь как постоянная подготовка и откладывание на потом», в личной — «жизнь как финансовый успех», «жизнь как привычный уклад (распорядок)», «жизнь как обязательство/принуждение», в сфере образования и саморазвития — «жизнь как постоянная подготовка и откладывание на потом», в организации досуга — «жизнь как творческий процесс», «жизнь как развлечение». Является домохозяйкой, которая в свое время успешно вышла замуж за состоятельного человека. К сожалению, их чувства друг к другу довольно быстро остыли, но осталось взаимное уважение. Супруг периодически употребляет алкоголь, и тогда они вынуждены спать в разных спальнях. Это приводит к конфликтам, что является причиной нескольких психосоматических заболеваний Галины. Их семейную жизнь в основном скрепляет двое совместных детей. Большую часть времени Галина заботится о детях, отслеживая распорядок их жизни. Смысл жизни она видит в достойном воспитании и обучении детей. Жалуется на отсутствие ощущения собственного счастья. Хотя, когда они всей семьей выезжают за границу на отдых и проводят время вместе, она испытывает минуты радости. Она мечтает стать дизайнером и получить дополнительное образование в области искусствоведения. Особое наслаждение доставляет подготовка семейных праздников и организация путешествий.Вместе с детьми она придумывает различные сценарии и с большим удовольствием воплощает их в жизнь.

В процессе коучинга все эти клиенты смогли оценить успешность своей жизни, заполнив тест «Варианты жизни как основа жизненного сценария», более конкретно и структурно выявить свой жизненный сценарий, определить базовые контексты, в которых существуют нежелательные варианты жизни, и выявить бессознательные установки, которые «управляют» их жизнью. А затем они смогли трансформировать «токсичные» установки, подобрать обогащающие варианты жизни и разработать четкий алгоритм их реализации.

Конечно, изложенные здесь изменения представлены как «генеральный план действий», без детального описания большого арсенала практических методик, накопленных за долгие годы исследований и частной практики. Это определяется ограничениями объема статьи. Читателям, которым будет интересно продолжить этот разговор, можно воспользоваться этим интернет?ресурсом, где вы сможете пройти бесплатный онлайн?тест «Варианты жизни как основа жизненного сценария» и, воспользовавшись его результатами, более глубоко посмотреть на себя и свою жизнь, познакомиться с множеством статей на смежные темы, программами мастер?классов и тренингов.

Желаю всем читателям подарить себе важнейшую возможность: найти время, чтобы подумать о самом дорогом, что у нас есть: своей жизни и еще более успешном будущем!