Моё первое знакомство с коучингом состоялось в 1994 году в Стокгольме, куда я был приглашен в качестве тренера курсов личностно-профессионального развития. Директором Скандинавского института, организовавшим эти тренинги, был известный в Швеции лигитимный психолог Бо Щёберг. В один из дней моего визита я случайно попал на его коучинг-сессию. Сам термин для меня был новым, хотя в Европе многие тренеры уже давно начали использовать этот вид консультирования в своей практике. После долгих дискуссий со шведскими коллегами о том, чем коучинг отличается от других типов консультирования, у меня сформировалось собственное понимание. Тогда для себя я определил коучинг как индивидуальный консалтинг-тренинг с сопровождением человека вплоть до достижения им практического результата.
Шли годы. Сам коучинг начал активно распространяться по миру и довольно стремительно развиваться в России: появились обучающие программы по подготовке коучей, различные профессиональные сообщества, и в целом этот вид консультирования стал применяться в различных контекстах. За прошедшие 23 года моё отношение к коучингу тоже изменилось.
Мне лично этот вид консультирования нравится тем, что он позволяет отделить психологическое консультирование и психотерапию от помощи людям в решении их жизненных задач в настоящем и будущем.
Особенно полезно использовать его для менеджеров, помогая им осознать и достичь свой наивысший потенциал в профессиональной деятельности, потому что в бизнесе данное разграничение ощущается управленцами даже более остро. И действительно, коучинг возник в спорте как технология, помогающая привести спортсмена к его наивысшей самореализации, условно к олимпийской медали. Эта метафора очень близка бизнесменам различных уровней, ведь многие из них хотят стать или уже являются достигаторами. Долгие годы своей психологической практики, используя коучинг, я постоянно размышляю об этом виде консультирования. А как доктор психологических наук люблю проводить сравнительный анализ для того, чтобы можно было развивать саму область — технологии и инструменты коучинга.
У меня нет идеи пополнить число людей, которые уже критикуют данный вид консультирования. Как и все новое, естественно, коучинг подвержен критическому анализу различных специалистов. Являясь относительно молодым видом консультирования, он проходит естественные фазы своего развития и пока ещё не обрел своих четких границ, самостоятельных технологий и даже не имеет разделяемого всеми определения. Но, для того чтобы двигаться вперед, полезно замечать слабые стороны того, что хочешь развивать и совершенствовать.
Разумеется, за 25 лет практической деятельности в области психологического и бизнес-консультирования у меня возник свой собственный взгляд относительно недостатков коучинга. Моё намерение очень позитивно: замечая недостатки, я предлагаю направить свои усилия на их изменения всем тем, кто заинтересован в развитии коучинга.
Итак, я считаю, что у коучинга есть довольно существенные слабые стороны. К ним можно отнести следующее:
Остановимся на каждом пункте отдельно.
Чаще всего психиатры и психотерапевты критикуют коучей за то, что они игнорируют глубинные проблемы человека, оказывая помощь клиентам в решении простых и чаще всего даже обыденных задач. На что профессиональные коучи в свое оправдание отвечают относительно справедливо, что это не их область, и они не имеют таких задач. Но, исходя из своего опыта консультирования, могу заметить, что многим клиентам сначала действительно следует пройти психотерапию и только после этого заниматься коучингом. Сложность заключается в том, что, благодаря вторичным выгодам и многим другим сдерживающим факторам, человек легко адаптирует свои внутренние глубинные проблемы к привычному образу жизни. И, придя на коучинг, он может заявлять симптомы, которые звучат вполне подходяще для данного вида консультирования. Например, у клиента могли быть довольно сложные отношения с матерью, он рос в неполной семье, постоянно испытывал гиперопеку с её стороны и т.д. В таком случае у него могут быть проблемы с самостоятельностью, инициативной позицией, ответственностью за всё, что происходит в его жизни. А придя на коучинг, он может говорить, что не доволен своей работой, финансовым вознаграждением и т.п. Коуч вполне может взяться за эту работу в рамках озвученных задач.
Но, как показывает практика, такой запрос может быть реализован в коучинге только в случае, когда у человека нет скрытых препятствий в виде трудностей более глубокого уровня, как, например, проблемы детско-родительских отношений и сценария жизни. Если же коуч продолжаетсвою работу без специальной предварительной диагностики, то консультирование начнет довольно быстро «пробуксовывать», а в некоторых случаях вовсе не даст никаких результатов.
Коуч благополучно разработает с клиентом много вариантов того, как искать более подходящую работу, правильно строить отношения с руководством, осуществлять свой карьерный рост, повышать своё финансовое благополучие и т.д. Однако всё это останется лишь нежизнеспособными прожектами, так как клиент довольно рано начнет жаловаться: «Не могу себя заставить что-то делать в отношении поиска новой работы», «Мне что-то мешает принять окончательное решение», «У меня недостаточно силы воли, чтобы сделать это», «Я не могу заняться самыми простыми делами: меня как будто что-то уводит в сторону» и т. д.
Коучинговая сессия в подавляющем большинстве случаев исходит из конкретного целевого запроса клиента. Даже если посмотреть современное определение коучинга, то наиболее широкое из них гласит следующее: коучинг (англ. coaching) — метод консалтинга и тренинга, в процессе которого человек, называющийся «коуч», помогает обучающемуся достичь некой жизненной или профессиональной цели (данное определение взято с сайта).
Логика очень простая: пришел клиент, заявил задачу — вот у коуча и появилось самостоятельное поле деятельности, где он может помочь человеку найти различные ресурсы для её достижения. Действительно, многие люди очень смутно себе представляют свои собственные цели, не видят своих внутренних ресурсов для их достижения, не умеют оптимально выстраивать даже имеющиеся для этого ресурсы и т.д. Именно об этом уже более 100 лет говорится в теории менеджмента и более 70 лет в различных школах практической психологии и психологического консультирования. Коучи часто используют такие модели из других областей, как «S.M.A.R.T.» и «Хорошо сформулированный результат» в работе с клиентами. При этом большинство «новоиспеченных» коучей даже не подозревают о существовании связи заимствованных инструментов со смежными областями знаний. Но это не самая большая трудность — дело обстоит куда сложнее.
В своей практике я давно понял, что нельзя полагаться на целевой запрос клиента полностью, так как у человека в различных контекстах жизни может и должна присутствовать система целей. И так как у человека существует иерархия мотивов и ценностей, то все эти цели нерядоположены, то есть одни более приоритетны, чем другие.
Также достижение целей может иметь различную степень влияния на жизнь человека. Поэтому в своих консультациях я давно стал просить клиентов написать список именно жизненно важных целей прежде, чем помогать реализовывать какую-то одну в рамках их запроса. Можно сказать, что у коуча, работающего в рамках одной задачи, никогда нет гарантии, что осуществляемое им консультирование эффективно. Более того, я уверен, что в некоторых случаях оно может быть даже неэкологично.
Дело в том, что использование моделей, подобных модели «S.M.A.R.T.», поможет человеку четко представить себе цель, необходимые ресурсы, пути её достижения, и после этого у него возрастёт мотивация к получению результата. Но где гарантия, что, пустившись в её реализацию, вложив усилия, деньги и время, она не станет уходом от чего-то более жизненно важного?!
К сожалению, коучинг пока ещё не разработан как система, в которой задана четкая непротиворечивая структура знаний: теория и практика. Даже новые виды коучинга, порождаемые вплоть до сегодняшнего дня, довольно сложно соотнести и систематизировать. Каких только видов коучинга уже не существует: коучинг здоровья, коучинг семейных отношений, коучинг «золотого возраста», коучинг сексуальных отношений и т.д. Это размывает границы данного вида консультирования и создаёт большие трудности в единых стандартах подготовки специалистов, оценки эффективности их деятельности и дальнейшем развитии метода.
Если нет непротиворечивой стройной системы, то даже дискуссию между специалистами внутри области невозможно строить на единых основаниях. Попросту говоря, что ни делай и о чём ни рассуждай — всё подойдёт.
Кстати, если вернуться к предыдущему пункту про работу с одной целью, то описанные там трудности также можно воспринимать в качестве отсутствия собственного системного взгляда на опыт клиента и его изменения внутри коучинга как области консультирования.
Коучинг представляет собой набор методик, техник и упражнений из различных систем консультирования, которые крайне слабо соотнесены друг с другом.
С одной стороны, это даёт простор для творчества, но с другой — создаёт сложности в понимании того, какой именно набор инструментов и в какой последовательности стоит использовать в различных ситуациях клиентов.
На мой взгляд, проблема заимствования коучами инструментов из других областей не является столь значимой. Самая большая сложность заключается в том, что среди специалистов обсуждаемой области практически нет тех людей, которые создают новые авторские теории и технологии, присущие только данному виду консультирования. Иными словами, коучи почти ничего не создают собственного, аутентичного, чтобы на самом деле по содержанию отличало бы этот вид консультирования от всех других.
Если такое положение дел будет продолжаться, то в ближайшем будущем можно будет наблюдать отдельное существование психоаналитического коучинга, гештальт-коучинга, психодраматического коучинга и др. Если нет своего содержания, то консультирование по целям можно выстроить в любой другой школе практической психологии. Но тогда во взаимодействии между коучами появятся такие же проблемы, как и в общении психотерапевтов из различных школ.
Большинство коучей полагаются на принцип полезности, то есть доволен клиент или нет. В современной психотерапии, практически в каждой её школе, специалисты давно пришли к выводу, что полагаться только на обратную связь клиента недостаточно.
А с точки зрения системного мышления эффективность работы следует проверять на «длинной дистанции», то есть спустя значительный промежуток времени. Я уже не говорю о том, что с точки зрения науки субъективные мнения клиента и консультанта не могут рассматриваться в качестве единственных надежных источников, доподлинно подтверждающих эффективность полученных результатов.
Различные ассоциации и профессиональные сообщества пытаются создать стандарты компетенций коуча различных уровней мастерства. Это само по себе полезно и необходимо, но без ответов на все предыдущие вопросы разработанные модели рискуют стать формальностью, очередными «правилами игры» внутри созданной ими самими организации, крайне слабо влияя на качество подготовки специалистов. Здесь можно отметить ещё одну слабую сторону коучинга.
В настоящий момент по большей части подготовку специалистов осуществляют как бы «продвинутые профессионалы» с определённым опытом работы в коучинге.
Помимо того, коучи имеют достаточное количество инструментов для помощи клиенту в реализации его цели. Но в то же время они являются довольно посредственными психотерапевтами, то есть никогда не работали с различными психиатрическими отклонениями и едва ли смогут их диагностировать, что в особых случаях может сводить весь процесс консультирования к нулевому результату.
Как я уже отмечал, понимание слабых сторон — возможность пойти значительно дальше вперед в развитии.
Именно этим принципом я руководствовался, разрабатывая авторский научный метод «Системное формирование жизненного пути личности», который представлен двумя взаимопроникающими технологиями «Коучинг жизненного пути личности» и «Терапия жизненного пути личности». Данный подход является моим собственным ответом на обсуждаемые здесь слабые стороны коучинга.
Коучинг жизненного пути личности представляет собой систему психологического консультирования, направленную на обогащение жизненного пути человека, оказание ему системной помощи в реализации своего наивысшего потенциала (самоактуализация).
Терапия жизненного пути личности представляет собой систему оказания психологической помощи по преодолению глубоких личностных проблем (психические травмы, зависимости, психосоматические заболевания и т.д.) посредством трансформации индивидуальных особенностей своей личности и жизни (собственного жизненного пути, вариантов жизни, стиля жизни).
В данной концепции под понятием «жизненный путь» понимается индивидуальная траектория («маршрут») жизни человека (внутренние представления «проекта жизни» и внешнее его осуществление).
Метод сочетает в себе научность, практичность, системность, технологичность, глубину изменений и относительную легкость исполнения разработанных инструментов.
В его создании были обобщены свыше двадцати наиболее авторитетных научных психологических концепций и различных школ консультирования, многолетняя собственная практика.
Работа с психическими травмами и глубинными проблемами (чаще всего прошлого) предполагает психотерапию жизненного пути, а работа с жизненными умениями и жизненными задачами, направленными на эффективное самоосуществление (стремление к наивысшему потенциалу), преодоление жизненных препятствий предполагает коучинг жизненного пути личности. Сочетание этих двух технологий позволяет выработать общую стратегию психологической помощи и ее тактически осуществить. С учетом анализа реальной практики консультирования (различных экспертных оценок специалистов), предлагается выделять следующие варианты:
Авторская технология «Коучинг жизненного пути личности» особенно актуальна коучам, так как может стать одним из ответов на обсуждаемые здесь сложности, как минимум расширением теоретической и практической профессиональной подготовки и мастерства.
К сожалению, рамки статьи не могут вместить в себя большого и полноценного обзора данного метода, но читатель может познакомиться с ним на официальном сайте, а также на семидневном интенсивном тренинге.
Данный подход позволяет осуществить «выигрыш-выигрыш» для психологов, психотерапевтов и коучей: каждый из профессионалов может обогатить свою компетентность «на пересечении» своих компетенций со смежными.
Уверен, что будущее за ищущими и развивающимися профессионалами!