Чек-лист «Спецификация жизненно важной цели» — Коучинг жизненного пути личности
 

Чек-лист «Спецификация жизненно важной цели»

© А.А. Плигин, 2010

Помните, что в технологии «Коучинг жизненного пути личности» важная роль отводится работе с жизненно важными целями. Чтобы развить «правильное мышление» о своей цели и эффективный способ целеполагания, используйте приведенные ниже пункты для формулирования нескольких целей.

  1. Позитивность.

    Что вы действительно хотите важного достичь? Если вы хотите от чего- то избавиться или что-то уменьшить, удалить и т.д., сформулируйте, что конкретно получится позитивного взамен (хочу похудеть – хочу стать стройным)?

  2. Конструктивность.

    Из каких компонентов состоит цель?

  3. Представляемость (в чувственном опыте).

    Какие внутренние представления («слайды», «кино» и т.д.) изначально связаны с целью? Как субъективно цель вам представляется: что видите, слышите, чувствуете?

  4. Причастность.

    Эта цель желательная или желаемая? Откуда пришла к вам идея реализации цели: вы ее поставили перед собой самостоятельно, или это социально одобряемая позиция в культуре, желании других людей?

  5. Ответственность и влияние других.

    Как отражено ваше личное участие в цели: вы хотите «иметь» или «быть» (совершить, достичь, сделать и т.д.)? В какой мере ее реализация находится под вашим контролем? Перечислите ресурсы, которые вы точно контролируете. Если не только вы влияете на возможность ее реализации, как повысить ее контролируемость (сделать целиком под вашим контролем)? При необходимости внесите изменения в формулировку цели.

  6. Мотивированность.

    В каких терминах вы думаете о цели: «сгораю от нетерпения», очень хочу, мне интересно реализовывать цель, желаю иметь, могу реализовать, мне полезно получить результат, цель необходима в моей ситуации, мне следует реализовать цель, я должен ее достичь и т.д.?

  7. Значимость (то, что цель может сделать жизненно важной).

    Какие более глубокие намерения, мотивы, скрываются за целью? В чем ее важность? Какие ценности она реализует? Почему она так важна? Что она даст вам и другим людям? В чем смысл и значение этой цели в итоге для вашей личности? Кто вы в реализации цели? Как ваша цель изменит вашу жизнь к лучшему? Каким событием она станет?

  8. Реалистичность.

    Ваша цель реальна? Что ее делает реальной (знания/опыт, усилия, время, деньги и др.)?

    Когда ее реалистично достичь?

  9. Вложения.

    Что конкретно вы готовы вложить в ее достижение: время, усилия, средства и т.д.? Сколько?

  10. Измерительность результата.

    Какого качества результат вы хотите получить? Есть ли у него уникальные составляющие? Охарактеризуйте, как можно прямо и косвенно измерить качество результата?

  11. Рамки уместности и контекст.

    Цель актуальна сейчас, не станет ли она уходом от главного? Где, когда, с кем лучше всего цель реализовывать? Каков оптимальный контекст? Какие другие контексты она обогатит?

  12. Риски и экология.

    Могут ли быть негативные последствия для вас в других контекстах или в других системах? Не пострадают ли другие ваши цели или другие люди? Не «обескровит» ли эта цель ваши ресурсы для других контекстов жизни, например, не уменьшится ли время для друзей, семьи, иных важных видов деятельности? Какие риски связаны с реализацией цели? Чем вы рискуете в случае, если что-то пойдет не так: репутацией, деньгами, личной свободой и т.д.? Как можно защитить себя от негативных последствий и рисков? Как учесть заранее возможные негативные последствия и риски?

  13. Критерии достижения.

    По каким критериям вы поймете, что цель уже достигнута?

  14. Препятствия, сдерживающие факторы (вторичные выгоды).

    Почему вы не реализовали цель раньше? Что мешало? Какие основные препятствия могут встретиться в реализации цели? Какие есть выгоды, если цель не реализовывать? Что хорошего в прежнем состоянии? Перечислите как можно подробнее все выгоды. Что может стать лимитирующим (самым сдерживающим фактором)? Как с ним справиться? Что и кто может этому способствовать? Как в итоге можно преодолеть все сдерживающие факторы и препятствия?

  15. Предварительная готовность действовать.

    Какова ваша компетентность относительно путей достижения цели? Сколько способов/стратегий вам известно? Как вы представляете основные этапы реализации цели? Что вы уже знаете о ключевых действиях? Есть ли «секреты», позволяющие существенно повысить эффективность и продуктивность деятельности? Где можно относительно легко расширить свою компетентность? Что является относительно простыми шагами включения себя в реализацию цели? В каком состоянии важно реализовывать цель (эмоции, тонус, распределение внимания и т.д.)? Как его включать и поддерживать? Как свою готовность сделать оптимальной?

Доработайте набросок плана до оптимального варианта:

  • Оптимальная последовательность шагов.
  • Простые действия для реализации.
  • Каждый шаг может быть автономной задачей.
  • Оптимален по времени реализации.