Научные основы метода — Коучинг жизненного пути личности

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ

Авторского метода психологической помощи «Системное формирование жизненного пути: коучинг и психотерапия»


НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ

АВТОРСКОГО МЕТОДА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ «СИСТЕМНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ: КОУЧИНГ И ПСИХОТЕРАПИЯ».

 

АКТУАЛЬНОСТЬ


Начиная с детства, человека обучают большому количеству наук, кроме главной — умению успешно строить жизнь и жить в этом мире! К сожалению, ответственность за свою жизнь, эффективные стратегии самоосуществления, проектирование образа жизни, выбор жизненного пути часто являются аморфными представлениями в умах многих людей даже в ХХI веке!

При этом значимое социальное окружение (родители, близкие, друзья, коллеги и т.д.) и общество в целом ожидают от человека развития активной жизненной позиции, эффективной самореализации и его личного вклада в общий прогресс (инициативной гражданской позиции, демографической активности, производственных достижений, приумножения знаний, разработки изобретений, создания лучших образцов искусства и т.д.)! А вместо этого, по меткому выражению Э. Фромма, получается человек, желающий «иметь», а не «быть», а в итоге — «общество потребления» с довольно шаблонными, порой скучными и не продуктивными сценариями жизни.

В более взрослом возрасте многие люди, обладающие развитой рефлексией, начинают осознавать, что их жизнь складывается не так, как им хотелось бы, и они сами не те, кем желали бы быть, поэтому пытаются при помощи житейских и научных психологических знаний изменить ситуацию. Только 1% населения по мнению А. Маслоу выходит на уровень самоактуализации, раскрывая свой потенциал и достигая высот личностного развития и жизни. Конечно, количество людей, которые эффективно осуществляют свою самореализацию и успешно строят свою жизнь может быть значительно выше.
Кроме того, стоит отметить, что психологи-практики крайне недостаточно обращаются к «способам жить» человека. А ведь это самая главная детерминанта, которая приводит человека ко многим психологическим проблемам. Люди заявляют в консультировании широкий спектр задач, актуальных для решения жизненных сложностей. Чаще всего они хотят бросить курить, перестать испытывать приступы ревности, преодолеть вспыльчивость, прекратить объедаться, ложиться каждый день не позже полуночи, избавиться от пустой траты времени за просмотрами сериалов и просиживанием в сети Интернет, регулярно ходить в тренажерный зал без сбоев, развить силу воли, найти одного любимого человека на долгие годы, победить скуку, найти важную цель в жизни, выстроить карьерный рост, повысить свое благосостояние, стать более общительным, избавиться от одиночества, сохранить семью и т.д. По-прежнему распространены запросы на преодоление алкогольной, игровой и наркотической зависимости, исцеление психосоматических расстройств (анорексии, псориаза, миастении и т.д.), избавление от депрессии, больше касающиеся глубокой психотерапии.

Все эти сложности нельзя рассматривать без самого главного — образа жизни человека.

В связи с этим перед психологической наукой и практикой консультирования стоит актуальная задача оказания действенной психологической помощи людям в развитии умений жить и формировании успешного жизненного пути.

Идея оказания помощи людям в изменении их стиля жизни и жизненного пути имеет свою историю.

КРАТКИЙ ОБЗОР ИСТОРИИ "ПСИХОЛОГИИ ЖИЗНИ" И ЕЁ АНАЛИЗ


Монтажная область 1

Альфред Адлер

Альфред Адлер (1870–1937) — австрийский врач, психолог и психотерапевт, основатель индивидуальной психологии. Он разработал теорию, подчеркивающую значимость чувства общности, стремления к превосходству и компенсации, а также роль социальных факторов в формировании личности.

В психологической науке, начиная с работ А. Адлера, был задан принципиально иной вектор понимания сущности движущих сил человека, причин его сложностей и методов их преодоления. В отличие от З. Фрейда, движущей силой развития личности автор концепции «Индивидуальная психология» считал социальный интерес и стремление к совершенству, а основными причинами сложностей — комплекс неполноценности, который индивид компенсирует. А. Адлер наделял человека большей самостоятельностью, чем автор психоанализа, полагая, что человек выбирает индивидуально жизненные цели, планирует действия по их осуществлению, определяя, таким образом, свою судьбу. В его подходе, по сути, речь идет о возможности человека программировать собственную жизнь. Он также считал, что личность может стать архитектором своей жизни, благодаря имеющейся у нее творческой силе («Творческое Я») и осознанной активности, которые помогают ему самоопределяться и распоряжаться своей жизнью. Он подчеркивал, что люди живут в созданном ими мире в соответствии с их собственной «схемой апперцепции».

Все его психологические работы пронизаны понятием «жизнь», оно присутствует в названиях его трудов: «Наука жизни», «Образ жизни», «Смысл жизни». А понятием, связывающим «жизнь» и «личность», стало «стиль жизни» («жизненный план», «путеводный образ»), которое включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек.
Несмотря на значительный отход от психоаналитической концепции З. Фрейда, в представлениях А. Адлера сохранилось ее влияние: он считал, что стиль жизни формируется в раннем детстве и с большим трудом поддается тотальным изменениям (его каркас почти не меняется, а развиваются лишь некоторые стороны).

Хотя вместе с тем он видел основную задачу психотерапевта в том, чтобы помочь человеку именно осознать и скорректировать его стиль жизни. А. Адлер полагал, что он обеспечивает постоянство личности и ее типы: управляющий, берущий, избегающий и социально-полезный. Благодаря стилю жизни, люди могут бороться за превосходство, достигая фиктивные цели. Если человек преодолевает компенсаторное стремление к превосходству, то он начинает стремиться к совершенству.

В целом можно сказать, что в концепции А. Адлера наиболее системным и «высоким» понятием, определяющим все в человеке, является понятие «жизнь» («стиль жизни»). Таким образом, его трудами психологическая наука возвысилась до понятия «жизнь». Стиль жизни частично пересекается с направленностью личности и стратегиями жизни. Так как А. Адлером собственно понятие «стиль» четко не определено, то сложно с высокой различительностью сопоставлять его со схожими понятиями. То, как именно его развивать на уровне конкретных психологических инструментов крайне слабо представлено в работах.
Монтажная область 2

Шарлотта Бюллер

Шарлотта Бюллер (1893–1974) — немецкий психолог, одна из основательниц гуманистической психологии. Она внесла значительный вклад в изучение развития личности, сосредоточившись на жизненных циклах, стремлении к самореализации и позитивных аспектах человеческого опыта. Бюллер подчеркивала важность понимания человека в контексте его жизненных целей и переживаний.

Продолжение этих идей было реализовано в психологической концепции «Жизненного пути», предложенной Ш. Бюлер. В ее работах самым важным понятием становится «жизненный путь», который определяется как история развития и объективации интенциональности личности, а его единицей измерения — «жизненное событие», определяющееся, в свою очередь, как единичное изменение, происходящее в обстоятельствах жизни человека. Она выделяла внешний и внутренний ряды жизненного пути, поэтому события подразделялись на объективные и субъективные. Так как по замыслу автора ряды внешних и внутренних событий существуют параллельно, не пересекаясь между собой, то жизненный путь раздваивается на две несвязанные истории: духовную биографию и историю внешней жизни личности.

Под руководством Ш. Бюлер были организованы исследования жизненного пути различных людей (анализировались дневники, письма, проводились биографические интервью, изучалось множество опубликованных биографий). Анализ строился на основе «измерений жизни» (понятие введено Ш. Бюлер): объективные события жизни, творческие достижения (продуктивность), состояния внутреннего мира (переживания, свойственные определенному возрасту). Это позволило обобщить полученные данные до ряда закономерностей жизненного пути, выявить пять фаз.
Движущей силой психического развития в концепции является врожденное стремление человека осуществить себя (самоосуществление). Жизнь человека рассматривается в свете ее итогов, как реализация внутренней сути личности, ее интенционального ядра («самость»). Ш. Бюлер выделяла базовые тенденции развития: стремление к удовлетворению простейших физиологических нужд, стремление к адаптации в окружающей среде, стремление к достижениям и творческим творениям, склонность к интеграции и упорядочиванию внутреннего мира личности.

В данной концепции противопоставляется активность личности реактивности. Автор наделяет человека значительной самостоятельностью: именно он сам инициирует, изменяет и прекращает реализацию определенных перемен в своей жизни. Личность по ходу жизненного пути стремится с максимальной полнотой материализовать смысл жизни и преобразить свою судьбу, что предполагает большую внутреннюю и внешнюю работу, преодоление себя и сопротивление жизненным обстоятельствам. Но Ш. Бюлер также указывала, что человек может минимизировать свои притязания к жизни и отказываться от жизненной активности. Смысл жизни и жизненные ценности консолидируют структуру личности, а их отсутствие является фактором дезинтеграции личности и разрушения ее психического здоровья.

По мнению автора подхода, «человек, не знающий своего предназначения, не станет тем, кем он может и должен стать». В целом можно отметить, что труды Ш. Бюлер продолжили идеи А. Адлера, делая понятие «жизнь» динамическим, предлагая для его анализа структурные единицы: события и фазы, выделяя общие закономерности, свойственные людям. Это, несомненно, стало прорывом в психологической науке. Однако понятие «стиль жизни», введенное в работах А. Адлера, в его индивидуальном значении выпало из рассмотрения.

Многие идеи Ш. Бюлер в определенной мере были продолжены в работах А. Маслоу (самоактуализация, «пирамида потребностей»), К. Роджерса (самореализация). Несмотря на большой вклад автора в психологическую науку, осталось множество вопросов, которые не были исследованы в логике автора по целому ряду обстоятельств (бегство от фашизма, потеря всех архивных материалов из-за пожара и т.д.).
Монтажная область 9

Эрик Берн

Эрик Берн (1910–1970) — американский психиатр и психотерапевт, основатель теории транзактного анализа, которая исследует межличностные взаимодействия через понятия "эго-состояний" (Родитель, Взрослый, Ребенок) и транзакций между ними. Его работа внесла значительный вклад в понимание коммуникации и личностного развития.

В концепции трансактного анализа Э. Берна задано понятие «сценарий жизни», которое в относительном приближении можно рассматривать в качестве развития понятия «стиль жизни» А. Адлера.

Под жизненным сценарием Э. Берн понимал некоторую бессознательную структуру, программу поступательного развития, управляющую жизнью человека и определяющую его поведение в важных жизненных аспектах.

В целом в рамках трансактного анализа был предложен следующий список основных сценариев:

  • «Пока не»: ничто хорошее не случится, пока что-то менее хорошее не закончится.
  • «После»: после чего-то хорошего должно обязательно приключиться что-нибудь плохое.
  • «Никогда»: никогда не получу того, чего больше всего хочу.
  • «Всегда»: неприятности — сплошная «полоса невезения».
  • «Почти»: когда пытаешься что-либо сделать, редко удаётся довести дело до конца.
  • Эрик Берн указывал, что для изменения жизненных сценариев необходимо осознавать содержание собственного сценария, замечать однозначные установки и изменять их или избавляться от них, стараться избегать ситуаций, в которых повторяются основные модели поведения жизненного сценария, отменять сценарий, получив «разрешение» авторитетного человека. Автор трансактного анализа полагал, что человек осознает свой сценарий не в любой момент жизни — наиболее полно и четко он проявляется в условиях кризиса и нестандартных ситуаций.

    Понятие сценарий жизни скорее подразумевает сценарий паттернов коммуникации («скриптов»), которые влияют на последующую жизнь человека, чем сценарий собственно жизни. Оно не доведено до структурно-динамического описания подструктур жизни и личностного развития, не содержит четко очерченных механизмов и технологий психологической коррекции. В трансактном анализе и до сих пор не создан системный психотерапевтический инструментарий практической помощи людям.
    Монтажная область 3

    Николай Рыбников

    Николай Александрович Рыбников (1880 — 1961) — российский и советский психолог, основоположник акмеологии, который изучал закономерности и механизмы, позволяющие человеку достигать высшей ступени своего развития (акме), уделяя особое внимание биографическому методу исследования жизненного пути личности. Его работы заложили основу для изучения профессиональной самореализации и достижения потенциала в зрелом возрасте.

    В отечественной психологии идеи А. Адлера и Ш. Бюлер были теоретически продолжены Н.А. Рыбниковым, который высказал идею создания биографического метода в психологии. Он начал собирать и исследовать эмпирический материал о жизни людей (дневники, письма и т.д.), предлагал создать соответствующий институт изучения биографий людей. Но, к сожалению, на практическом уровне ему мало что удалось сделать, а собранные биографические материалы остались не обобщенными.
    Н.А. Рыбников оставил значительное научное наследие, несмотря на трудности реализации своих идей. Основываясь на биографическом подходе, он считал его ключевым для изучения личностного и профессионального становления. По его мнению, воссоздание жизненного пути позволяет выявить закономерности достижения высшей точки развития, или акме. Хотя его работы остались преимущественно теоретическими, они открывают широкие возможности для современных исследований и разработки прикладных методов, помогающих людям достигать своих вершин.
    Монтажная область 5

    Сергей Рубинштейн

    Сергей Леонидович Рубинштейн (1889–1960) — выдающийся советский психолог и философ, основоположник субъектно-деятельностного подхода в отечественной психологии. Его работы были сосредоточены на изучении жизненного пути личности как истории становления в социальном контексте, с ключевыми понятиями "смысл жизни", рефлексия жизненного пути и субъектная позиция человека.

    В методологическом плане данная линия развития психологической науки была развита С.Л. Рубинштейном, который считал, что большинство психологических явлений необходимо рассматривать в контексте жизни человека, например, считая личность – субъектом жизненного пути. Он ввел два типа рефлексии относительно жизненного пути: «слитную» с жизнью и «отстраненную» от нее, считая, что второй тип рефлексии – путь в развитие личности, самосознания и жизни. Таким образом понятие «Жизненный путь» в его работах является центральным и системообразующим. Однако многое в его разработках осталось на уровне философско-методологических идей, имеющих важное значение для последующих исследований.
    Центральное место в работах С.Л. Рубинштейна занимает идея о взаимосвязи личности и жизненного пути, что сделало его одним из основоположников субъектно-деятельностного подхода в отечественной психологии. Развивая идеи Ш. Бюлер, он рассматривал события как узловые точки жизненного пути, подчеркивая их значение для принятия решений и формирования ответственности. Его теория связана с концепцией «диапазона жизни» — широты ценностей, смыслов и идеалов. Вместе с тем многие его идеи остались на уровне философско-методологических основ, но они стали важным вкладом в последующие исследования психологии жизненного пути и системного формирования личности.
    Монтажная область 6

    Борис Ананьев

    Борис Герасимович Ананьев (1907–1972) — советский психолог, разработавший междисциплинарный подход к изучению человека, объединяющий биологические, психологические и социальные аспекты. Он внес значительный вклад в понимание жизненного пути личности, рассматривая его как процесс развития жизненных качеств и способностей, а также как реализацию жизненного замысла и целей.

    Затем Б.Г. Ананьевым было введено понятие «субъективная картина жизни». В ней соотносятся представления о жизни в ходе личного и социального развития (отнесенным к биографическим датам человека), на основе которых происходит регуляция личностью процесса её социальной жизнедеятельности, принимаются конкретные жизненные решения. Им также высказывались идеи построения биографического метода в психологии.

    В целом в работах С.Л. Рубинштейна и Б.Г. Ананьева само понятие «жизненный путь» в большей степени выступает социально-нормативным феноменом, внешне заданным жизненным циклом, а не понятием, раскрывающим индивидуальность (как это было задумано у А. Адлера). Это не позволяет сделать данные подходы качественным основанием для разработки системного метода практической помощи. В то время как этот потенциал закладывался основоположником концепции «Индивидуальной психологии» и может быть уникально реализован в теории и практике с учетом современных реалий.
    Идеи Б.Г. Ананьева били продолжены работами его учеников и последователей – Н.А. Логиновой, Е.И. Головахи и А.А. Кроника, которые привели к созданию каузометрии и биографического метода в психологии. Во многом он направлен на изучение биографий выдающихся людей, но предполагает и исследование автобиографий. Он пока еще находится на стадии своего начального развития, в нем не так много осуществлено исследований, многое нуждается в верификации и дальнейшей разработке. Вместе с тем исследуются некоторые закономерности организации жизни людей, причинные (каузальные) связи между событиями, биографическая память и мышление. А.А. Кроник предложил четыре стиля жизни: гедонизм, аскетизм, деяние и созерцание. В его работах адлеровская идея стилей проявилась в совершенно другом ракурсе.
    Монтажная область 7

    Владимир Дружинин

    Владимир Николаевич Дружинин (1955–2001) — российский психолог, автор концепции «вариантов жизни», раскрывающей способы организации жизненных сценариев и их экзистенциального конструирования. Его работы внесли значительный вклад в понимание креативности, интеллекта и структуры семьи.

    Кроме того, в данной линии развития психологической науки можно также отметить работу В.Н. Дружинина «Варианты жизни», которую он не смог продолжить из-за трагической гибели. Данное понятие присутствует в работах С.Л. Рубинштейна, но содержательное наполнение оно получило именно в этом труде. Описанные варианты жизни на других основаниях развивают адлеровское понимание стиля жизни.
    Они в большей мере разработаны для осознания способов ее организации, что ближе к понятию «сценарий жизни». Автор не дает четкого определения данному явлению, не предлагает конкретных путей по его практическому развитию (в том числе психокррекции), но выражает надежду на самостоятельное движение личности в этом направлении, предлагая идею «экзистенциального конструктора» жизни.

    Подводя итог краткого обзора «психологии жизни», важно подчеркнуть, что заложенные теоретические основы психологической концепции «Жизненного пути» явились определенным прорывом в психологической науке, они, несомненно, сохраняют сове важнейшее значение для понимания закономерностей развития личности и построения жизни.

    Но вместе с тем, необходимо отметить, что они не были системно теоретически и одновременно практически продолжены в работах исследователей на единых категориальных основаниях. Начиная с А. Адлера, ни одно важнейшее базовое понятие (стиль жизни, жизненный путь, событие жизни, жизненный план, сценарий жизни, субъективная картина жизни и т.д.) не было конструктивно развито последователями, не осуществлены системные качественные и количественные исследования важнейших закономерностей их функционирования и развития, они также не были верифицированы с другими понятиями, отражающими важнейшие психологические феномены.

    Данный чрезвычайно важный вектор развития психологической науки все еще не представляет собой четко выстроенной концепции с достаточно полной, категориально выверенной, непротиворечивой сеткой понятий и хорошо инструментально разработанной технологией психологической помощи людям самостоятельной школой консультирования и психотерапии.

    Большинство вводимых исследователями понятий не конструктивны, то есть для них не разработана структурно-компонентная модель их содержания, на основе которой можно было бы соотносить понятия между собой, осуществлять диагностику и развитие психологических явлений.

    Попыткой решения этих актуальных проблем стала разработка авторского метода психологической помощи«Системное формирование жизненного пути личности».

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И НАУЧНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ АВТОРСКОГО МЕТОДА


    Авторский метод представлен двумя взаимопроникающими и одновременно самостоятельными авторскими технологиями оказания помощи людям:

  • «Коучинг жизненного пути личности».
  • «Терапия жизненного пути личности».

  • Сочетание этих технологий представляет собой общую макростратегию организации психологической помощи. В отличие от многих других подходов, в данном методе предложено оригинальное решение вопроса консультирования по решению жизненных задач и глубоких личностных проблем, о чем подробнее речь пойдет ниже.

    Проектирование данного метода исходит из знаний методологии науки и современного этапа развития психологии, представляет собой попытку построить теорию и практику психологической помощи от обобщённого научного знания – к концептам и психотехнологии. Дело в том, что большая часть клинических концепций личности, школ психотерапии и консультирования возникли на ранней фазе развития научного психологического знания, поэтому в них создавался самобытный язык описания психологических явлений.

    Психология и ее практики консультирования развивались в значительной мере параллельно. Данный подход – попытка использовать накопленные научные знания (то, что уже сложилось в научной парадигме) для создания метода психологической помощи, что делает его более верифицированным и изначально научным. Поэтому он опирается на общепсихологический язык описания, терминологически выстроен так, что его язык понятен и консультанту, и клиенту.

    К теоретическим основам метода относятся работы Френсиса Гальтона, У. Джеймса, З. Фрейда, А. Адлера, К. Юнга, Э. Фромма, В. Вундта, Д. Дьюи, К. Ясперса, Ш. Бюлер, А. Маслоу, К. Роджерса, Г. Олпорта, В. Франкла, Д. Келли, Э. Берна, Б. Скинера, К. Прибрама, А. Бандуры, К. Хорни, Э. Эриксона, Л.С. Выготского, Н.А.Рыбникова, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, П.Я. Гальперина, В.Н. Дружинина, И.И. Ильясова, К.А. Абульхановой-Славской, Н.А. Логиновой Е.И. Головахи, А.А. Кроника, К.В. Карпинского, А.А. Реана.

    В качестве максимально обобщённого уровня рассмотрения (объекта) в методе, выбран уровень взаимодействия человека с миром – жизнь, ее психологическое содержание. Важность его рассмотрения для теории и практики психологии и самого человека трудно переоценить.

    Метод является содержательно системным, что подразумевает задействование всех сфер психики: мотивационно-волевой, когнитивной и эмоциональной с акцентом на формировании самосознания во всем многообразии отношений человека с миром (в четырех измерениях жизни), а также темпорально целостным (учитывает все три времени: прошлое, настоящее и будущее).
    При этом акцент в работе с событиями во всех временах делается сначала на ресурсировании человека (эффективном копинге, развитых способностях и талантах, позитивном опыте построения социальных отношений, успешных ролях, стратегиях и вариантах жизни и т.д.), затем на коррекции и обогащающем развитии.

    Он разработан в следующей структуре: цели метода, базовые понятия, принципы метода, механизмы изменений опыта, закономерности изменений, модели различных уровней обобщения психологических явлений, диагностические методики (наблюдения, рефлексивные опросники, тесты, рефлексивные упражнения и т.д.), психотехнологии изменений (психотехники, упражнения), требования к системе организации сессий, критерии эффективности, стратегии построения консультирования, стратегии профессионального мышления консультанта, стили работы консультанта.

    В целом жизнь человека и особенности личности рассматриваются в методе на общем (общепсихологическом), особенном (дифференциальном) и единичном (персональном) уровнях. Особенный уровень – присущий группам различной многочисленности, он очень важен, так как человек в ходе осуществления помощи может относиться именно к данному типу.

    Персональный уровень не является предметом изучения науки, но он важен для эффективного использования знаний применительно к конкретному человеку, что очень ценно для психологов-практиков. Особенно когда рассматриваются индивидуальные кейсы, часто обнаруживается, что выявленные закономерности присущи некоторым группам и могут оказаться типологическими. Поэтому осуществлять помощь без учета этих особенностей эффективно не получится. Опытный психолог должен совмещать все три уровня в своей работе.

    Метод выстроен с точки зрения общей логики организации научного знания: сначала раскрывается на самом обобщенном уровне объект рассмотрения, система базовых понятий с ним связанных (декларативные знания), а потом раскрываются действия с ними (процедурные знания). Знания представлены на разных уровнях: теоретическом гипотетическом, эмпирически наблюдаемом и промежуточном – системно-классификационном.

    Основная идея подхода заключается в том, что большинство жизненных задач и проблем человека целесообразно рассматривать с учетом анализа сложившихся «способов жить» и последующим их развитием. Поэтому системная психологическая помощь людям должна строиться на основе психологических понятий, отражающих организацию жизни: жизненный путь, сценарий жизни, варианты жизни, стратегии жизни, жизненный стиль и т.д.

    Общая схема метода выглядит так:

    первично рефлексия, ресурсирование, перестройка, обогащение и автоматизация, в результате чего получается другая личность и иного качества жизнь. В методе используется конструктивная рефлексия различных измерений жизни, которая содержательно наполняет ресурсами жизнедеятельность.

    ЗНАЧИМЫЕ ПОНЯТИЯ МЕТОДА


    Коучинг жизненного пути личности представляет собой систему психологического консультирования, направленную на обогащение жизненного пути человека, оказание ему системной помощи в реализации своего наивысшего потенциала (самоактуализация).

    Терапия жизненного пути личности представляет собой систему оказания психологической помощи по преодолению глубоких личностных проблем (трудности детско-родительских отношений, психические травмы, зависимости, комплексы, психосоматические расстройства и т.д.) посредством трансформации индивидуальных особенностей личности (особенно ролевой модели, мировоззрения, паттернов мышления и поведения) и организации жизни (событий жизненного пути, вариантов жизни, жизненного стиля). Представляет собой психологическую модель психотерапии (не медицинскую).

    Под жизнью в авторском методе психологической помощи понимается взаимодействие (отношения) человека с собой и миром, направленное на удовлетворение его потребностей. Взаимодействие рассматривается как жизнедеятельность, которая осуществляется посредством реализации (проживания) человеком различного вида событий.
    Субъектность – рефлексивно управляемая самостоятельность человека.

    Способы жить – различные виды взаимодействия человека с миром, способы осуществления жизненных событий.

    Цикл жизни – проживание фаз жизни, свойственных большинству людей в определенном обществе (рождение, обучение, профессиональная деятельность, построение семьи и т.д.).

    Жизненный путь – индивидуальная реализация жизненных событий и этапов жизни (динамическое понятие), траектория проживания жизни (жизненного цикла).
  • Событие – мельчайшая единица бытия человека, его жизнедеятельности, значимая, поворотная ситуация.
  • Этап жизни – относительно целостный, самостоятельно значимый период жизни, в ходе которого реализуются качественные изменения личности и жизни.


  • Области жизни – основные области (контексты и подконтексты) реализации жизнедеятельности человека (семья, профессия, обучение и развитие, духовное развитие, физическая активность, здоровье, досуг, хобби и т.д.).

    Сценарий жизни – совокупность нескольких вариантов жизни (свойственных им установок и стратегий) в индивидуальном профиле жизненных контекстов.

    Вариант жизни – основной паттерн организации жизни (направленность, установки, стратегии организации) в одном из развитых контекстов жизни, структурный компонент жизненного сценария.

    Жизненные установки – набор бессознательных верований о себе (особенно о субъектности, притязаниях, возможностях и достижениях), отношениях с миром, устройстве жизни и будущем ее развитии.

    Жизненный стиль – микропаттерны организации обыденной жизни (ежедневные «привычки» жить).

    Значимое социальное окружение жизни – люди и система отношений с ними, которые влияют на организацию, функционирование и развитие жизни.
    В целом метод задан следующими базовыми понятиями: личность, субъектность, рефлексия, биографическая память, биографическое мышление, самосознание, жизненный опыт, жизненный путь; жизнедеятельность, индивидуальные этапы жизни; важнейшие (часто поворотные) жизненные события; варианты жизни; жизненная стратегия, жизненный стиль; жизнеспособность и жизненная стойкость; индивидуальные стандарты жизни; смысл этапа жизни (миссия); смысл жизни; значимое социальное окружение, карта значимого социального окружения; доминирующий тип социальных отношений, стратегии построения отношений; основные области самореализации; индивидуальный мир; личностные установки о себе, жизни и мире, каузальная атрибуция; убеждения, притязания, ценности и намерения; я-концепция, идентичность, ролевой профиль (конструкт личностного своеобразия), личностные роли, субъектные роли; наивысший потенциал самореализации; личностная уязвимость; жизненные препятствия, жизненные умения; личностные проблемы, жизненная эффективность и т.д.

    Данный подход предполагает системную диагностику микро- и макроуровней жизненного пути, в котором учитываются различные измерения существования человека, с последующим их развитием.

    Системообразующей основой авторского метода является модель «4-D существование человека». С некоторым упрощением она многомерно охватывает основные измерения жизни человека: «Подструктуры индивидуального опыта (психика)», «Жизненные события», «Социальный мир (особенно значимое социальное окружение - ЗСО)», «Области жизни и контексты (предметный мир и мир природы)».
    В связи с этим она является самой обобщённой моделью подхода, раскрывающей многомерные связи всех явлений в измерениях жизни человека. Поэтому 4D-модель обладает высокими системными диагностическим, верификационным, проективным, коррекционным и даже прогностическим потенциалами. Она разработана по аналогии с науками естествознания. Например, в химии подобной обобщенной молью всей области знания является периодическая система химических элементов. Ее наличие делает данную науку категориально стройной, помогает обнаружить основные ее закономерности, имеет высокую прогностическую и преобразующую силу. Психологической науке не хватает подобных моделей.

    Охарактеризуем кратко каждое измерение в 4D-модели:

    • Измерение «Подструктуры и индивидуального опыта»: я-концепция и идентичность, конструкт личностного своеобразия (структура соподчиненных базовых ролей), смыслы, установки и убеждения, ценности, мотивы, намерения и т.д.
    • Измерение «Жизненные события»: виды событий, индивидуальные этапы жизни, жизненный цикл, фазы жизни, стратегия жизни и т.д.
    • Измерение «Значимое социальное окружение (ЗСО)»: личное окружение, профессиональное окружение, «ЗСО поддержки», «ЗСО эталонное», «ЗСО будущего – наивысшего потенциала» и т.д.
    • Измерение «Области жизни и контексты»: значимые ситуации, структура жизненных контекстов, области самореализации в жизни, орбита самореализации, индивидуальный/авторский мир и т.д.
    Четыре измерения и их структурные компоненты реципрокны (раскрывают связи между явлениями и их взаимную обусловленность). Это существенно снижает проблемы соотнесения важнейших психологических феноменов в понимании личности и жизни человека.

    Для каждого измерения разработаны диагностические методики (опросники, анкеты, методики структурированного наблюдения, тесты), психотехнологии (упражнения, методики и психотехники), направленные на трансформацию глубоких психологических проблем, жизненных препятствий и обогащение жизненного пути личности.

    Такого рода заданная структурность рассмотрения составляющих личностного опыта и жизненного пути помогает работать с условно негативными и позитивными событиями прошлого, настоящего и будущего, осуществлять консультирование целостного жизненного пути личности. Работа с глубинными психическими проблемами (чаще всего прошлого) предполагает психотерапию жизненного пути, а работа с жизненными умениями и жизненными задачами, направленными на эффективное самоосуществление (стремление к наивысшему потенциалу), преодоление жизненных препятствий предполагает коучинг жизненного пути личности. Сочетание этих двух технологий позволяет выработать общую стратегию психологической помощи и ее тактически осуществить. В методе предложена технология разработки стратегии консультирования, дается ответ по каким основаниям можно определить сколько и какого типа коучинговых и психотерапевтических сессий следует осуществлять с клиентом.

    Таким образом, авторский метод является системной разработкой на основе научной психологии (анализ более 80 монографий, 28 школ психотерапии и консультирования), эмпирических исследований субъектности и измерений жизни человека (более 30 лет, более 700 человек), многолетних (лонгитюдных) исследований клиентов по различным измерениям жизни, анализа этапов профессионального развития консультантов (особенно изменений профессионального мышления), анализа собственной практики консультирования (более 30 лет).
    Для оценки и развития субъектности человека эмпирически выделено семь базовых субъектных ролей, для каждой из них разработан ролевой профиль качеств, предложен тест «Уровень развития и ролевой профиль субъектности», разработаны психотехнологии развития субъектности.

    Это позволяет вскрыть корневые причины многих психологических проблем человека, в которых, как правило, отторможена самостоятельность человека. Именно это является одной из основных сложностей самоосуществления человека во взрослой жизни.

    В рамках эмпирических исследований жизненных линий людей, было выявлено 23 варианта жизни, 10 вариантов из них являются типическими (описаны более подробно), которые слагают жизненный сценарий человека. На основе типических вариантов жизни разработан тест «Варианты жизни как основа жизненного сценария».

    В целом, метод отличают следующие качества:


    1. Научность отражена в преемственности и оригинальном развитии большого количества работ научной психологии.

    2. Простота заключается в относительной легкости использования инструментов консультирования с учетом формата коучинга (коучинговые вопросы, упражнения и «легкие» техники), а также общедоступности языка описания инструментов, задействованных структур психики и механизмов изменения (всем «сложным» научным терминам найдены простые аналоги).

    3. Практичность определяется тем, что все разработанные инструменты проверены в многолетней практике консультирования, а сам метод содержательно направлен на обогащение практики жизни: от ее вариантов (сценариев) к стратегии жизни и затем к жизненному стилю (ежедневным «привычкам жить»).

    4. Глубина метода заключается в приоритете работы с самыми значимыми для изменений подструктурами опыта человека: автоматическими паттернами, установками, глубинными намерениями, личностным своеобразием, событиями жизни, этапами жизни, жизненным стилем, вариантами жизни, стратегией жизни, смыслом жизни и т.д.

    5. Системность определяется тем, что в методе происходит работа со всеми сферами психики и учитываются все области самореализации личности, а также принципом реципрокности (взаимная обусловленность подструктур опыта).

    В таком редком сочетании свойств и качеств метод не имеет своих аналогов!


    В авторском методе разработано множество оригинальных диагностических методик и 35 психотехник. Это делает его не только научным и системным, но инструментально выверенным и действенным!

    Разработанные технологии в своей целостности применяются учениками и последователями более 10 лет.

    Метод представлен в научной литературе, на различных научно-практических конференциях, получил позитивный отзыв И.И. Ильясова, одного из самых эрудированных и опытных профессоров факультета психологии МГУ им М.В. Ломоносова, методологов психологии. Большинство идей, исследований и творческих разработок, которые были осуществлены обсуждались на протяжении 15 лет с И.И. Ильясовым и многими другими авторитетными научными психологами.

    Он также был многократно представлен в Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиге (ОППЛ), где автор входит в комитет модальностей, ведет более трех лет исследовательский проект «Трансмодальное исследование психотерапии», в которой объединено 25 профессионалов с опытом работы не менее 20 лет (многие из них возглавляют модальности). О чем получено авторское свидетельство № 71 от 15 октября 2021г. (доказательная регистрация).