В 2010 году группа психологов под моим руководством обратилась к известному художнику Т.И. Сельвинской — дочери легендарного поэта Ильи Сельвинского за изучением ее стратегии написания абстрактных картин «Музыка».
К тому моменту мы были хорошо знакомы с Татьяной Ильиничной, и часть этих работ уже висела на стенах нашего тренингового зала, вызывая восхищение многих. Но начали моделировать живопись мы не сразу. Этому проекту предшествовало моделирование стратегии творчества М.М. Шемякина. Многие студенты начали задавать вопросы, где же наши личные живописные работы? Мы, конечно, объясняли, что стратегия творчества и стратегия написания картин — это различные стратегии. Но потом нам стало интересно, и мы подумали, что можем начать исследовать саму живопись.
Несмотря на то, что Т.И. Сельвинская не любит наблюдений за ее работой с полотном, сразу согласилась, так как обожает эксперименты (была найдена правильная форма объяснения смысла данного проекта). Татьяна Ильинична сначала не могла понять, зачем исследовать способы создания уже написанных работ. Тогда была придумана «рабочая гипотеза». Ей нельзя было смотреть на созданные картины. Ожидалось, что, слушая музыку, она напишет сходные полотна. Исследователям было, конечно, интересно узнать сами стратегии и их инвариантную часть (паттерны, которые системно повторяются). После согласия художника была поставлена видеокамера, запечатлевшая весь процесс. Затем ей было задано множество уточняющих вопросов: «Как вы выбрали цвет, как решили нанести краски на холст, как работали мастихином?» Их была добрая сотня!
Далее автора ждал сюрприз: мы захотели повторить то, что она делала! Много раз пересмотрев видеозапись, выявив структуру деятельности, ключевые факторы, обнаружив при помощи психологии «тайные знания», началась фаза практического действия.
На другую встречу были принесены холсты, куплены краски и… «посыпалось» еще больше вопросов к Татьяне Ильиничне! На многие из них она сначала отвечала, что так чувствует, а спустя время давала конкретный ответ!
Проект в целом занял 3 встречи по 5 – 6 часов, после чего появились первые картины по этой технологии. Через год встреч (2 – 3 раза в месяц) состоялась первая совместная выставка! А Т.И. Сельвинская всем рассказывает, что если она сейчас снова пошла бы преподавать в художественное училище, то стала бы учить так, как делают психологи! Мастер прежде всего имеет в виду, что сначала нужно учить писать абстрактные картины, развивая все базовые умения сразу, а лишь потом отдельно учить рисовать глаз, нос, ухо и т.д.
Этот проект перерос в дружбу с выдающимся человеком, а живопись навечно поселилась в нашей жизни!
Моделирование Т.И. Сельвинской
Подпишитесь на рассылку и получите в ответном письме онлайн-тест «Оцените удовлетворённость своей работой и жизнью»
Какой-то текст ошибки
Какой-то текст ошибки
Подпишитесь на рассылку и получите в ответном письме онлайн-тест «Кто внутри вас управляет вашей жизнью?»
Какой-то текст ошибки
Какой-то текст ошибки
Подпишитесь на рассылку и получите в ответном письме онлайн-тест «Приоткройте дверь в свой новый жизненный сценарий»
Какой-то текст ошибки
Какой-то текст ошибки
Подпишитесь на рассылку и получите в ответном письме онлайн-тест «Оцените свою жизненную успешность»