«По щучьему веленью»: почему люди завидуют Емеле — Коучинг жизненного пути личности

«По щучьему веленью»: почему люди завидуют Емеле

Задумывались ли вы, почему многие люди не успешны, живут скучной и неинтересной жизнью, довольствуются невысоким заработком, завидуют своим знакомым и коллегам, откладывают все самое важное на потом, не могут построить своего собственного дела и жизненного пути и выбраться из череды неприятностей, при этом обвиняя всех вокруг в своих неудачах?

Ответ на эти и многие другие схожие вопросы лежит в области психологии, а корневые причины сложностей — в сценарии, который человек бессознательно получает в ранние годы своей жизни.

С детства, читая сказки, каждый из нас отождествляет себя с главными героями, затем мысленно даже начинает действовать от их имени, поэтому сказки обладают особым влиянием на развитие личностных установок, которые в последующем оказывают скрытое воздействие на выработку ценностей, целей, интересов и даже различных поведенческих предпочтений.

Если проанализировать русские народные сказки, то можно легко заметить, что большинство из них несут в себе такие установки, которые не направляют человека к проявлению инициативы и самостоятельности. Достаточно вспомнить сказку «По щучьему веленью», в которой Емеля лежал себе на печи, ничего не делал, и потом ему повезло. В этой сказке заложена скрытая установка, что успех приходит внезапно, сам собой, независимо от действий человека, и он никоим образом не связан с его личностными качествами, знаниями, способностями и т.д.

Помните, как начинались многие сказки?! Были у отца три сына: старший, средний и младший — Иван-дурак. А что же происходило дальше? Именно младшему повезло. Вариантов везения в сказках великое множество: либо стрелу пустил из лука, и она приземлилась возле волшебной лягушки, либо лошадь нашёл, которая обладала особой силой и потом творила чудеса. А в итоге главные герои становились счастливыми. Наиболее значимые установки таких сказок следующие: для счастливой жизни не надо ничего делать, умения и трудолюбие не являются спутниками успеха, дуракам всегда везёт, успех приходит случайно, главным источником ресурсов для построения счастья является кто-то другой (что-то другое), а не сам человек. Конечно, сказки являются бессознательной проекцией установок, «зашитых» в культуре. Именно поэтому большая часть населения имеет очень невысокий уровень инициативы и самостоятельности (субъектности).

В противоположность этому давайте посмотрим на большинство людей высоких достижений, результаты которых нас всех впечатляют. Их главной отличительной особенностью является то, что они довольно рано брали на себя ответственность за всё происходящее в их жизни (субъектность), ставили перед собой амбициозные, жизненно важные цели, не боялись активно действовать, направляя свои усилия на достижение результата.

Ярким примером является Стив Джобс. Как и у большинства людей вокруг, у него не было особых условий для создания своей империи Apple: он не получил баснословного наследства от своих родителей, не имел суперпрестижного образования, в начале пути у него не было инвесторов, которые были готовы финансировать продвижение его различных идей и проектов. Как известно, бизнес Стива Джобса возник в гараже, а первые макинтоши были собраны вручную. Мы знаем, что он прошел довольно тернистый путь, всю жизнь занимаясь самообразованием, довольно настойчиво удерживая масштабные, весомые, значимые цели, реализация которых привела к выдающимся результатам, личному успеху и всемирной известности. Весь его путь строился вокруг одного из 18 описанных мной жизненных сценариев — «Жизнь как достигаторство». Главные установки этого сценария жизни: успех строится своими руками, судьбу творим в большей степени мы сами, достигая значительного,— мы и наша жизнь меняемся к лучшему; новый масштаб результатов — «пропуск» на следующий уровень возможностей и самореализации и т.д.

Когда люди видят результаты деятельности успешного человека, им чаще всего кажется, что успех пришел к нему сам по себе, легко и просто. Именно поэтому на подобные примеры у них чаще всего возникает следующая реакция: «Этот счастливчик просто оказался в нужное время в нужном месте, не более того; сейчас его успех повторить уже никому не удастся». Мы снова сталкиваемся с тем, что значительная часть общества

исходит из внутренней установки «просто повезло». Заметьте: людям, которые так рассуждают, даже не надо направлять своё внимание в сторону осмысления истинных причин, которые привели человека к достижениям. И кроме того, думая так, нет необходимости что-либо делать.

Конечно, если посмотреть на эту защитную реакцию глазами психолога, то можно смело утверждать, что у неё существует важнейшая функция — сохранять зону комфорта и позитивную самооценку, максимально снижать внутриличностное напряжение, которое может возникать от сравнения своих достижений с результатами других людей. Но если подобные установки не поменять, то в жизни человека со временем мало что изменится.

Многие люди, сами того не замечая, на основе этих установок реализуют неэффективные сценарии жизни: «Жизнь как принуждение», «Жизнь как откладывание главного», «Жизнь как дрейф», «Жизнь по правилам и распорядку» и т.д. Каждый человек в душе знает, что он способен на большее, но только 10% людей действительно в разной степени активности реализуют эти возможности. И первый шаг к изменению такого положения дел — осознание и признание того, что пора выходить из своей собственной зоны комфорта, в которой так тепло и уютно уже много лет подряд.

В моём авторском методе «Коучинг жизненного пути» разработаны специальные технологии (тесты, техники, упражнения), направленные на глубокие изменения в жизни, обретение субъектной позиции «хозяина и автора своей жизни» (в методе разработаны технологии повышения самостоятельности человека при помощи семи базовых субъектных ролей, развитие которых ведет к жизненному успеху), построение нового сценария, направленного на реализацию своего личного успеха, достижение наивысшего потенциала, обогащение жизненного пути.

Всем своим клиентам я предлагаю начать изменения с прохождения моего бесплатного теста «Варианты жизни», который вы можете найти на этом сайте. Там же вас ждут другие полезные материалы, в частности, применительно к нашему разговору особый интерес для вас могут представлять видео-уроки, посвященные изменению бессознательных установок людей.

Еще одна закономерность, о которой, пожалуй, стоит сказать,— это связь случайностей с достижением успеха. Многие люди имеют негативные установки на этот счет, именно они являются важнейшим препятствием в построении эффективной жизни.

Как-то к знаменитому ученому Луи Пастеру пришел его ученик и сказал: «Мне не везёт в науке. Многим повезло, а мне нет. Будучи в ванной, наполненной водой, Архимед заметил, как она вытекает, и случайно открыл закон вытеснения жидкости. Ньютон сидел под деревом, ему внезапно упало яблоко на голову, и он сформулировал закон всемирного тяготения. Со мной ничего такого не происходит, да и вообще в науке уже всё открыто, поэтому делать тут нечего!»

На что его великий учитель ответил: «Случайности, случайности… Они действительно важны в жизни и науке, но обрати внимание, кому именно везёт!..» Конечно, Луи Пастер своему несмышленому ученику аккуратно намекал на то, что любому выдающемуся результату предшествует большая умственная и практическая деятельность. Действительно, яблоко могло упасть кому угодно на голову, да и ванну до Архимеда принимали огромное число людей. Но все открытия в науке осуществили конкретные личности, опыт которых сделал возможным их достижения, а случайности стали лишь поводом для проявления и кристаллизации всего, что было создано ранее. В случае с обсуждаемыми открытиями яблоко и вытекание воды (случайные события) — это всего лишь триггеры озарений, инициирующие интеграцию уже имеющиеся знаний у гениев.

Применительно к жизни полезно отметить, что любые позитивные случайности действительно будут реализованы человеком как возможности, если он внутренне к ним готов. Сколько людей проходит мимо случайностей, которые могли бы стать потенциальными ресурсами?

Психологи проводили ряд любопытных экспериментов. Например, в парке на газонах прятали множество стодолларовых купюр, а затем, не сообщая никакой цели, отправляли людей на получасовую прогулку по этой местности. По итогам данного опыта были сделаны интересные выводы: люди, у которых деньги входили в первую тройку иерархии их ценностей, и при этом умеющие с ними хорошо обращаться, находили спрятанные банкноты. Те же, кто нуждались в деньгах, но не считали их чем-то ценным в жизни, не замечали ни одной купюры. Дело в том, что установки, ценности, убеждения, ожидания являются глубинными фильтрами, управляющими нашими представлениями, мышлением, восприятием и поведением. Если вы собрались в лес за грибами, то чаще всего ягоды и орехи вы не замечаете, так как вашим внешним вниманием будут управлять бессознательные установки. Вы когда-нибудь довольно долго выбирали машину или какую-нибудь другую значимую лично для вас вещь? Что происходит после её приобретения? Вы довольно долго продолжаете замечать выбранную вами машину (другую покупку) в окружающем мире. Создается впечатление, что в одночасье приобретенной вещи стало вокруг очень много. Но мы ведь с вами знаем: в действительности мир не изменился, просто ваш опыт перестроился, и теперь кажется, что реальность стала другой. Так работают глубинные фильтры нашего субъективного опыта.

В целом мой 25-летний опыт работы с клиентами позволил спроектировать и многократно успешно апробировать в практике технологию «Изменение негативного сценария жизни человека для построения успешного жизненного пути».

Она включает следующие этапы:

  • осознание своих сценариев жизни в различных контекстах (личная жизнь, профессиональная деятельность, интересы и увлечения, дружба и т.д.);
  • выявление ограничивающих установок внутри сценариев;
  • изменение ограничивающих установок;
  • формирование списка жизненно важных амбициозных целей в основных контекстах личностной самореализации;
  • диагностика основных жизненных препятствий и личностной уязвимости;
  • выявление поворотных событий жизни, связанных с ответственностью, самостоятельностью и инициативой;
  • обогащение системы персональных ролей, направленных на усиление самостоятельности и инициативы в жизни;
  • построение наивысшего потенциала, создание пошагового плана по его реализации;
  • и т.д.

Для осуществления каждого из перечисленных выше этапов разработаны специальные техники и упражнения. Наиболее полно все инструменты авторской технологии представлены в моём семидневном курсе «Коучинг жизненного пути личности», который проходит несколько раз в году. В рамках данной статьи, к сожалению, невозможно охватить весь комплекс предложенных практических инструментов, направленный на построение эффективной, насыщенной яркими событиями интересной жизни, которую человек действительно хочет прожить и которой достоин.

Мощные изменения в своей жизни стоит начинать именно с трансформации установок, усиления субъектности и смены своего жизненного сценария. Если описанные в этой статье сложности хотя бы частично касаются вас самих, то я настоятельно предлагаю вам задуматься о серьезных переменах и сделать простые шаги на пути к ним.

Ещё Софокл более тысячи лет назад говорил: «Тем, кто ничего не делает, боги не помогают». Помните саркастичный анекдот про Авраама? Молится он господу месяц, два, три, год, постоянно причитая: «О Господи, что же мне так не везет? Хоть бы что-нибудь хорошее случилось в моей жизни. Хоть бы я выиграл большую сумму денег или нашел клад! Или однажды, на крайний случай, мои корова и кобыла принесли бы большой приплод! Дай мне хоть один шанс в жизни — пусть мне повезет!» Как вдруг раздвигаются облака на небе, появляется лико господа, и он отвечает: «Авраам, прошу тебя, дай и ты мне хоть один шанс: купи хоть один лотерейный билетик». А вы уже знаете, что персонально для вас будет являться вашим личным «лотерейным билетиком»? Для многих этим билетом стало участие в курсе «Коучинг жизненного пути личности».