Личностная зрелость против различных видов инфантильности: как маскируются главные проблемы жизни. — Коучинг жизненного пути личности

Личностная зрелость против различных видов инфантильности: как маскируются главные проблемы жизни.

Термин «Инфантилизм» произошел от латинского «infantilis» — детский, что означает сохранение в развитии черт и качеств, присущих предшествующим возрастным этапам. Его можно понимать как проявление наивного подхода в построении отношений с самим собой и окружающим миром.

Многие жизненные сложности людей связаны с различными проявлениями инфантильности. Если взять самые распространенные симптомы, на которые жалуются люди, а именно: курение, отсутствие силы воли, откладывание важных дел, нежелание работать, лень, ежедневное позднее засыпание, неумение строить близкие отношения, низкий уровень дохода, хронические опоздания, необязательность и т.д., то все они — это следствие деткой позиции в жизни человека.

Обратной стороной медали инфантильности является взрослая позиция, личностная зрелость, которые достигаются за счет развития в жизни инициативной самостоятельности — субъектности. В основе личностной зрелости и самостоятельности всегда лежит ответственность, которая позволяет человеку расти над собой, эффективно проходить этапы жизни, приобретая опыт самостояния, развитый уровень самоорганизации себя и жизни, стратегии жизнестойкости и построения успеха.

Не всегда получается так, что люди проживают отдельные фазы жизненного цикла, формируя у себя необходимые личностные качества и стратегии организации жизни для самореализации на последующих этапах своего пути. Тогда у них происходит задержка в развитии личностной зрелости (введено автором по аналогии с задержкой психического развития). Она в свою очередь приводит к несостоятельности, наивно-детскому отношению к внешней и внутренней действительности. Если подобного рода задержка складывается по многим компонентам развития личностного опыта и организации жизни, то это приводит к генерализованной жизненной беспомощности человека (введено автором по аналогии с выученной беспомощностью). Обычно в центре этой чудовищной проблемы лежит потеря (замедление развития) своей субъектности!

Чаще всего у человека встречается инфантильность в какой-либо одной сфере жизнедеятельности или даже ее подконтекстах. Приведем примеры.

Пример первый. Распространен случай, когда мужчина может быть весьма состоятельным и состоявшимся в профессии, ответственно подходить к организации жизни в целом, эффективно заботиться о финансовом благополучии, обустройстве жизни, успешно строить отношения с любимой женщиной, но кране слабо проявлять себя в позиции отца своих детей. Многие мужчины по сложившемуся социальному стереотипу мечтают, чтобы у них родился сын — продолжатель рода. Но когда заветное желание исполняется, довольно большая часть из них не умеет с ним общаться, играть, проводить вместе время и т.д. Такие мальчики вырастают без отцовского воспитания, часто имеют потом сложности в жизни из этого сценария.

Пример второй. Нередки случаи, когда человек успешен по многим аспектам развития личности и самореализации в жизни, но совсем не научился управлять своими финансами.

Пример третий. Большинство браков распадается после первого года жизни из-за идеализации друг друга в «конфетно-букетном» периоде отношений, а когда пары узнают друг друга в реальной совместной жизни, оказывается, что они не готовы перестраиваться, проявлять чувство общности, создавать свои традиции и т.д.

Можно и дальше приводить огромное количество различных случаев проявления детской позиции — все они касаются определенных видов инфантильности людей в развитии себя и своей жизни.

Для того чтобы читатель смог извлечь максимальную пользу из этой публикации, важно сначала научиться осуществлять самодиагностику инфантильности, а затем соотнести ее с возможными способами изменения. А для этого следует описать наиболее типические ее виды, тогда можно самостоятельно достичь прогресса.
В ходе многолетней практики консультирования я обобщил девять основных видов инфантильности. К ним можно отнести следующие:

  1. В профессиональной самореализации.
  2. В управлении своим финансовым благополучием.
  3. В построении социальных отношений.
  4. В бесцельности и бесплановости жизни.
  5. В принятии жизненно важных решений.
  6. В развитии себя, преодолении вредных черт, качеств и привычек.
  7. В отношении к своему здоровью.
  8. В центрировании на второстепенных ситуациях, делах и интересах.
  9. В управлении образом жизни.

Каждый из них имеет множество вариантов проявления в жизни. Можно выделить важную закономерность: если инфантильность развивается более трех лет, то происходит критичное оттормаживание субъектности. После этого развитие самостоятельности требует очень больших усилий и нередко психотерапевтической помощи.

В целом причины инфантильности связаны со сложностями в детско-родительских отношениях, сценарием жизни (сочетанием вариантов жизни), низким развитием субъектных ролей человека, негативными установками и убеждениями. В связи с этим рекомендую вам прочитать статьи на сайте «Коучинг жизненного пути» в моем блоге, касающиеся субъектности и вариантов жизни, а также пройти тесты в разделе «Онлайн-обучение».

Остановимся кратко на каждом из перечисленных выше видах инфантильности.

 

Инфантильность в профессиональной самореализации обычно связана с тем, что человек не смог найти себе дело по душе. Он работает на нелюбимой работе, не слишком озадачен изменением положения дел. Часто не верит, что может претендовать на большее. Обычно такой человек считают, что есть отдельно друг от друга работа и остальная жизнь. Он свою трудовую деятельность не относит к ощущению проживания собственно жизни. Получается, что такие люди ходят на работу за деньгами, а потом все оставшееся у них время тратят на то, что называют жизнью. Им можно было бы задать провокативный вопрос: когда вы отдыхаете от работы, вы по-настоящему живете? Чаще всего их выходные проходят по одному и тому же сценарию, а что такое «настоящая жизнь», они затрудняются ответить.

Встречается и другой типичный вариант — постоянная смена места работы без видимых улучшений самореализации (карьерного роста, улучшений условий работы, возможности решения творческих задач и т.д.) или самой профессиональной деятельности.

А экстремальный случай развития этого вида инфантильности — нежелание работать вообще. Обычно подобное происходит при попустительстве со стороны родителей на этапе ранней взрослости или со стороны спутника жизни. И те, и другие берутся обеспечивать основные потребности иждивенца, независимо от его трудовой активности.

Этот вид инфантильности связан со следующими вариантами жизни: «Жизнь как распорядок», «Жизнь как дрейф», «Жизнь как откладывание на потом и подготовка». А они, в свою очередь, сложились из-за невысокого уровня развития внутреннего Делателя и плохого знания своих сильных и слабых сторон.

В подводной части айсберга проблемы лежат трудности воспитания самостоятельности, неумение родителей правильно оказывать помощь детям (особенно гиперопека, постоянные запреты, сверхконтроль), недостаток конструктивной обратной связи, неуверенность в собственных силах, низкая самооценка. Особую роль играют негативные установки: «я ни на что значительное не гожусь», «работа интересной не бывает», «у меня все равно ничего не получится, поэтому и пробовать не стоит», «все так живут — я не исключение», «работа не пряник, чтобы нравилась» и т.д.

Лайфхак! Загляните глубоко в себя. Исследуйте свои интересы, склонности и таланты. Составьте список (минимум 20 пунктов). Определите возможные профессии, варианты деятельности. Поставьте два вида целей: обретение любимой профессии, которая вам интересна, и развитие своего Делателя. Сделайте своим девизом следующую фразу: «Ни дня без простого и важного дела, ведущего к конкретному успеху!» Помните, что эффективный результат создается накопительно и поэтапно. Оставайтесь привержены реализации целей длительное время (минимум 2 – 3 года). Радуйтесь каждому, даже небольшому достижению. Если вы будете вкладываться в себя, то разовьете интересы и обретете дело жизни! Помните поговорку: «Аппетит приходит во время еды».

В технологии «Коучинг жизненного пути» разработано множество инструментов по достижению личностной зрелости в этой области: технология «Поиск страсти», создание «двойной подушки безопасности» в смене работы или в создании стартапа собственного бизнеса, технология «Богатый контекст целей и ресурсов», модель «Капкан прокрастинатора», стратегии развития силы воли, техника «Преодоление установок», технология «Постановка жизненно важных целей», модель «Семь типов ресурсов, меняющих жизнь», проектирование этапов жизни «Потенциал» и «Наивысший потенциал» в профессии (базовых областях жизни) и т.д.

Инфантильность в управлении своим финансовым благополучием чаще всего связана с профессиональной деятельностью, которая приносит низкий доход. Человек может очень много работать, получая совершенно неадекватное за это материальное вознаграждение. Проводя большую часть жизни на работе, такие люди зарабатывают на то, чтобы прокормить себя и свою семью с небольшим запасом на дополнительные нужды. Обычно их жизнь, в том числе и в финансовом плане, является «средним арифметическим» способов жить тех людей, которые входят в их значимое социальное окружение (ЗСО): средняя зарплата, среднестатистическая жизнь. Деньги не являются для данной категории людей важнейшей ценностью, и поэтому у них не развито «правильное» отношение к ним. Доход не находится в постоянном фокусе внимания. Такие люди работают из-за денег, а деньги не работают на них. Поэтому они работают, чтобы жить, а не живут, чтобы работать.

Но внутри финансовой инфантильности могут быть и отдельные от профессиональной деятельности сложности. Вы встречали людей, у которых не задерживаются надолго в руках финансы? Транжиры, постоянные заемщики неоплачиваемых кредитов, наивные искатели счастливого лотерейного билета, участники финансовых пирамид, обманутые дольщики, шопоголики, превратившие свой дом в секонд-хенд ненужных вещей, и т.д. — это те, кто не научился управлять уже имеющимися материальными средствами.

Есть люди, которые не в состоянии обеспечивать себя во взрослой жизни. Обычно их финансируют родители, или они находят соответствующих спонсоров. В современном мире подобное явление стало распространено и среди мужчин. Это экстремальный случай отсутствия субъектности в организации жизни. На более поздних этапах жизненного пути такого человека ждет трагический финал.

Чаще всего этот вид инфантильности связан со следующими вариантами жизни: «Жизнь как обязательство», «Жизнь как откладывание на потом», «Жизнь как развлечение». А они, в свою очередь, сложились из-за невысокого уровня развития ролей, а именно: «Распорядителя ресурсов» (как копить деньги и управлять текущими доходами) и «Хозяина жизни» (сколько и куда вкладывать из всего накопленного).

Обе категории описанных проблем роднит важная психологическая особенность: люди не стали взрослыми в отношении распоряжения своими финансами. Их внутренняя субъектная роль «Распорядитель ресурсов» либо отторможена, либо не развита вовсе. Это также связано с тем, что деньги не входят в первую пятерку иерархии ценностей, а человек реализует совсем иные мотивы на работе и в жизни: уважение коллег, стремление быть нужным, возможность заниматься творчеством, развиваться духовно и т.д. Еще одна глубинная причина такого положения дел — негативные убеждения в отношении получения и управления деньгами: «просить за свои усилия деньги стыдно, так как это делает неискренним свое отношение к людям», «хорошо зарабатывают только меркантильные люди», «большие деньги не бывают честными», «богато не жили — нет смысла начинать», «деньги — зло, которое рождает зависть и уничтожает дружбу», «кто финансово не рискует, тот не пьет шампанское», «деньги нужны для того, чтобы их тратить на удовольствия» и т.д. Их структура и смысл полностью индивидуальны в рамках устройства модели мира человека. Если в роли «Хозяина жизни» человек исходит из негативных убеждений и неэффективных ценностных критериев, он оказывается не в состоянии принимать верные решения в пользу создания финансового благополучия.

Лайфхак! Исследуйте свои фоновые мысли в отношении денег и своей финансовой успешности. Создайте список наиболее негативных. Подумайте, почему у вас такие отношения с деньгами. Найдите противоположные примеры отношений с деньгами среди своих знакомых и коллег. Заметьте, что и как они делают. Составьте список ценностей, которые вы реализуете в жизни в своих делах, поступках, решениях. Что вы цените больше всего? Переосмыслите свое отношение к деньгам. Помните, что деньги — это инструментальная ценность; они важнейшие помощники осуществления всех самых лучших ваших устремлений. Если вы и дальше будете продолжать неадекватно относиться к финансовым ресурсам, то ваши «помощники» покинут вас вовсе! Верните адекватную ценность деньгам. Начните планировать свои доходы, создайте мониторинг трат и вложений. Отдельно изучите свои прошлые финансовые риски и потери, сделайте выводы. Интересуйтесь финансово успешными людьми, моделируйте их по видео, книгам, извлекайте пользу из бесед с ними. Подумайте, как будет выглядеть ваша жизнь, когда деньги начнут работать на вас.

В технологии «Коучинг жизненного пути» разработано множество инструментов по достижению личностной зрелости в этой области: технология «Реконструкция финансовых событий жизни» (анализ специальных девяти типов событий на «Линии Жизни»), модель «Эффективные финансовые стратегии», технология «Построение варианта жизни «Жизнь как финансовый успех»», модель «Лестница финансового успеха», технология «Работа с тремя типами негативных убеждений», модели «12 карманов», «Цели-доноры и акцепторы ресурсов» т.д.

Инфантильность в построении социальных отношений связана с тем, что человек не умеет инициировать контакты, раскрываться в общении, выстраивать различную степень близости с людьми, создавать общность, строить взаимодействие с позиции «выигрыш-выигрыш», создавать развивающие друг друга отношения, поддерживать и укреплять отношения.

Поэтому бич современной жизни — поверхностное общение, быстро увядающая заинтересованность (влюбленность), ситуативные (часто беспорядочные) связи, псевдоудовлетворенность виртуальными связями, неумение строить партнерство, «одиночество вдвоем», созависимость, стремление избавиться от любых социальных обязательств, быстрый распад семейных союзов, одиночество.

В современном мире люди все чаще и чаще начинают ощущать дефицит внимания, уважения и любви со стороны значимых людей во взрослом возрасте. С годами количество крепких социальных связей у большинства людей становится меньше, несмотря на то, что жизненный опыт растет. «Социальное Я» многих людей развивается в сильной диспропорции со всеми другими значимыми ролями личности. Инициатор социальных контактов у таких людей развит крайне недостаточно, а их «внутренний управленец» не научился регулировать построение и ход отношений с людьми. В жизни складываются не самые эффективные установки: «отношения развиваются спонтанно», «любовь дается свыше», «дружба встречается только в юности», «отношения требуют затрат, поэтому лучше в них глубоко не включаться» и т.д. Если их глубоко проанализировать, то легко заметить, что они предопределяют невысокий уровень субъектности во взаимодействии с другими. Это одна из важнейших причин, из-за которой люди не осуществляют конструктивную инициативу и активные действия в сознательном развитии своих отношений.

Вот варианты жизни у людей с такими сложностями: «Жизнь как дрейф» и «Жизнь как откладывание и подготовка» (в контексте семьи и социальных отношений).

В глубине проблем — идеализация других людей и себя, недоверие к людям, несубъектные установки, отсутствие эффективных моделей построения отношений с людьми, незнание своего стиля построения отношений, неумение искать общие интересы, нежелание менять себя, сложное отношение к различиям, стремление изменить другого, замкнутость. Часто в детстве человеку не удалось развить эффективные модели построения отношений в мире людей (нездоровая привязанность к родителям, «токсичные» способы общения родителей, отчужденность родителей от ребенка и друг от друга, ранние навязанные обязанности по воспитанию других детей в ущерб проживанию детства, прерывание дружеских отношений из-за частых переездов и смены школы, отверженность в детском коллективе, крайне неуспешная первая любовь, обесценивание достижений со стороны близких, насилие, ложные модели-идеалы, потеря близких людей и т.д.). Обычно сложности в построении отношений представляют собой комплексный симптом, состоящий из целого ряда проблем, приобретенных в разные годы.

Лайфхак! Рассмотрите подробно свои отношения с близкими людьми. Осознайте, что вы даете и что вы получаете. Можете создать список ресурсов из двух колонок: «даю-получаю». Определите «токсичные» отношения. Начните их ослаблять или трансформировать (дистанция, смена паттернов общения). Оцените удовлетворенность социальными связями по 10-балльной шкале. Выпишите свои самые сложные качества, которые мешают построению социальных связей, и качества, которые помогают строить отношения. Сделайте привычкой поддерживающее общение с близкими людьми, создайте «лучшие» традиции ваших отношений в любви, дружбе, партнерстве. Подумайте, каких людей вам не хватает в жизни. Проявляйте инициативу в адрес подобного типа личностей. Возобновите утраченные хорошие контакты. Наметьте план саморазвития.

В технологии «Коучинг жизненного пути» разработано множество инструментов по достижению личностной зрелости в этой области: технология «Реконструкция событий жизни «встреча личностей»», технология «Построение карты социальных связей», модель «18 параметров эффективных отношений», модель «Описание стиля построения отношений «автономный – кооперативный»», модель «Три типа выигрыш-выигрыш отношений», модель «Паттерны социальной личностной уязвимости» (конфликтность, ревность, созависимость и т.д.), модель «Люди, открывающие миры, и люди, открывающие двери», технология «Анализ паттернов семейной коммуникации», технология «Трансформация негативных отношений», технология «Обогащение значимого социального окружения», множество психотехник по работе с отношениями (техники ЗСО), настольная коучинговая игра «Круги на воде».

Инфантильность в бесцельности и бесплановости жизни связана с тем, что многие люди недооценивают степень своего осознанного влияния на жизнь, ее изменение и собственный успех. Можно выделить несколько типов людей внутри этого вида инфантильности.

Первый из них — люди, которые избегают ответственности за сроки выполнения своих решений и обещаний. Они не научились в детские годы себя хорошо организовывать, поэтому план для них может быть угрозой их позитивного имиджа.

Также очень распространен еще один тип — люди, которые боятся ставить большие цели, так как они не представляют, как их достигать. Они хотели бы сделать прорыв в своей жизни, но им кажется, что «лучше синица в руках, чем журавль в небе». Хотя, конечно, это ложное представление о действительности. Если так думали бы все, то не было бы ни одного амбициозного Достигатора.

Сюда также можно отнести еще один тип — творческие люди, которые привыкли прилагать усилия, когда «придет муза». Влиять на этот процесс они не умеют, а заставлять себя делать усилия им совершенно не хочется, так как любят быть «в потоке», поэтому у них нет причин что-либо планировать.

Список подобных типов людей можно продолжить. Всех их объединяет нежелание брать бразды правления своей жизни в собственные руки, направленно создавать настоящее и особенно будущее, исходя из взрослой позиции строить свой успех.

Уровень управления своей жизнью напрямую и всецело зависит от личностной зрелости человека, его осознанности и ответственности. Избегание плановости жизни часто маскируется мощной психологической защитой — рационализацией, мышлением детского типа: «я не отвечаю за то, что и так происходит само», «зачем планировать, ведь жизнь слишком быстро меняется», «не стоит смешить бога своими планами», «нельзя ставить цели, а то желания не реализуются», «если желание перевести в цель, оно становится обязаловкой, лишается эмоций», «незачем планировать, так как у нас затяжные кризисы в стране», «планы делают жизнь заорганизованной и скучной», «план лишает меня гибкости в жизни», «если планировать жизнь, то все становится сплошным контролем», «план убивает творчество и импровизацию» и т.д.

Неискушенный человек в области психологии сегодня кочует по множеству «Марафонов желаний», вебинаров «Как изменить судьбу всего за три урока» и другой подобной «полупсихологической «попсы»», где псевдопрофессионалы внушают правила и принципы, которые косвенно освобождают людей от ответственности и осуществления собственных усилий, например «постановка целей не работает». По их мнению, надо лишь отправить запрос во вселенную, а дальше все произойдет само! Деньги, любовь, заветный подарок сами вас найдут! Важно загадывать желания грамотно! Инфоцыгане научились умело эксплуатировать слабости и боли людей, склоняя своих клиентов взять еще один «101 кредит» на обучение у них, которое сделает их счастливыми. Наивные люди попадаются на подобные «мыслительные вирусы», желая преодолеть свою «боль», но не замечают, что это всего лишь очередная «таблетка 6+» от всех болезней.

Основная причина этого вида инфантильности — невысокий уровень осознанной самостоятельности и инициативы. Одни стремятся «плыть по течению» жизни, а другие сами берут «весла в руки» и управляют движением своей «лодки жизни». У первых — низкий уровень субъектности, а у вторых — высокий. Внутри этих двух полюсов находятся различные подвиды, тяготеющие к одной из крайних позиций. Предпочтения к этим полюсам могут неодинаково проявляться в разнообразных областях и подконтекстах организации жизни. Во многом такая позиция связана с представлениями людей (верованиями, убеждениями, установками) о возможности повлиять на жизненные обстоятельства (по Дж. Роттеру – локус контроля). Многим людям кажется слишком сложным поставить цель и длительно идти к ее выполнению. У них не развиты долгосрочная мотивация и волевая регуляция в необходимой степени. В реализации своего «Самоуправленца» и других субъектных ролей они скорее спринтеры, а не стайеры.

Лайфхак! Рассмотрите подробно свои отношения с целями и планами. Какого рода задачи вы себе ставите? На какие цели у вас хватает осознанного контроля? Полезно заполнить матрицу Эйзенхауэра. Определите негативные установки в отношении постановки целей и планирования. Сами усомнитесь в них. Для каждой из установок напишите 5 – 6 аргументов их несостоятельности. Вспомните задачи, которые вы планировали на максимально большой срок. Проанализируйте свой успех. Оцените по 10-балльной шкале, насколько вы удовлетворены своей культурой целеполагания и планирования.

Поставьте несколько очень важных целей, которые приведут вас к успеху. Разделите их на подзадачи, цели-поиска средств и цели-действия. Спланируйте в своем календаре необходимые шаги по реализации целей удобным способом и начните продвигаться к ним.

В технологии «Коучинг жизненного пути» разработано множество инструментов по достижению личностной зрелости в этой области: модель «Субъектные роли», тесты «Уровень субъектности и профиль субъектных ролей» и «Индивидуальный профиль вариантов жизни», технология «Реконструкция событий жизни», методика «Оценка субъектности ключевых и поворотных событий жизни», модель «Тени и слабости субъектных ролей», технология «Трансформация теневых ролей и слабостей», технология «Трансформация варианта жизни», техника «Интеграция жизненных событий и связанность жизни», технология «Постановка жизненно важных целей», технология «Богатый контекст целей и ресурсов», проектирование этапов жизни «Потенциал» и «Наивысший потенциал» в базовых областях жизни, техника «Поиск смысла жизни» и т.д.

Инфантильность в развитии себя, преодолении вредных черт, качеств и привычек cвязана с тем, что большинство людей необъективно оценивают свои сильные и слабые качества, а самое главное — степень влияния их на закономерно повторяющиеся жизненные сложности определенного типа и уровень достигнутой успешности. В этом случае человек проявляет детскую позицию в отношениях с миром в целом. Ребенок бессознательно может привыкнуть, что «весь мир вращается вокруг него», и все, что ему нужно, так или иначе будет обеспечено извне. Если какие-либо ситуации доставляют негативные эмоции, то виноваты в этом все и всё вокруг: плохая книга, «дурацкие игрушки», плохие друзья, ужасная каша и вообще все не так! Люди могут на долгие годы застревать в позиции жертвы, обвиняя других, не делая при этом объективного анализа проблемной ситуации, не раскрывая истинных причин возникающих сложностей. Конечно, во взрослой жизни многое и многие адаптируются ко всему происходящему. Человек нередко выстраивает компенсаторные механизмы развития вместо обогащающих. Имея множество вторичных выгод, люди приспосабливаются друг к другу и к большим системам, вместо того, чтобы по-настоящему расти и становиться лучше. Изменения с какого-то момента в личности и жизни происходят так медленно и незначительно, что личность и жизнь словно застывают на одном месте. В итоге люди попадают в зону комфорта, где происходит адаптивное развитие: они решают множество текущих задач, к которым давно привыкли. Самая расхожая фраза современности в этом типе инфантильности — «принимайте меня таким, какой я есть». Установка, которая за ней скрывается, примерно звучит так: «я не менялся и не собираюсь меняться, а если у вас есть какие-либо проблемы со мной, то они ваши!» Когда это касается цвета глаз, густоты волос и роста, она полностью оправдана, потому что человек не может на подобные характеристики повлиять. Но, если это касается таких негативных качеств, как, например, безудержная вспыльчивость, жесткая и безосновательная категоричность, желание в любой ситуации быть правым, навязчивость в общении, стремление нажиться за счет другого, постоянное вранье, увлечение спиртным, игромания, — это «токсичные» стороны человеческой натуры. Они пагубны для его самореализации в различных областях жизни: профессии, семье, дружбе, здоровье и т.д. Их экстремальное проявление являются глубокими психологическими проблемами. Если человек не желает работать над собой, то его ждет печальное будущее. И чаще всего у его близких с ним возникают большие сложности. Он может «отравлять» им жизнь долгие годы, манипулируя тем, что изменить свое отношение нужно всем вокруг, кроме него самого.

Лайфхак! Рассмотрите подробно свои сильные и слабые качества. Проанализируйте максимально объективно, на что жалуются близкие люди в отношениях с вами, что они критикуют. Составьте список своей личностной уязвимости в семье, профессии, дружбе. Вспомните период жизни, когда вы существенно изменились. Осознайте, что на это повлияло: какие люди, какие мотивы, какие ресурсы, что стало триггером для изменений? Определите самые значимые качества и черты вашей личности, которые вы хотите изменить. Используйте свою лучшую стратегию для изменений, которая у вас уже есть. Действуйте каждый день в направлении изменений себя, становитесь хотя бы немного лучше себя вчерашнего.

В технологии «Коучинг жизненного пути» разработано множество инструментов по достижению личностной зрелости в этой области: модель «Паттерны личностной уязвимости», технология «Трансформация негативного паттерна», модель «Матрица ролевой идентификации», техника «Трансформация своих негативных ролей», техника «Интеграция своего Идеального Я», методика «Построение карты саморазвития» и т.д.

Инфантильность в принятии жизненно важных решений cвязана с тем, что человек в жизни не научился делать выбор самостоятельно. Скорее всего, еще в детстве ему не представилась возможность распоряжаться своими игрушками, книгами, увлечениями (фантиками, марками, монетами), пространством своей комнаты и т.д. Родители не позволяли ребенку полноценно решать, с кем общаться и дружить, периодически вмешивались в подобного рода выборы. В более поздние годы детства и юности растущий человек не смог субъектно осуществить и многие другие типы жизненно важных решений: в какой спортивной секции заниматься, куда ехать отдыхать летом, в каком профильном классе учиться, какую профессию выбрать и т.д. Такие люди чаще всего привыкают жить с оглядкой на решение другого. В зависимости от степени ограничения, которое сложилось в жизни, можно выделить несколько типов людей в отношении выбора: выжидающие, когда кто-то другой предложит приемлемое решение, и потом быстро присоединяются; оттягивающие выбор длительное время в надежде, что само как-то все образуется; зависимые от решения другого. В сложном случае могут встречаться несколько или даже все три негативные стратегии осуществления выбора, обусловленные неординарностью обстоятельств и новизной контекста. Известно, что многие свои качества человек отчетливо проявляет в критической ситуации, когда внутренние ресурсы выбора кажутся чрезвычайно ограниченными или исчерпанными.

В итоге люди с трудностями в принятии решения долгие годы не могут решиться поменять работу, завершить токсичные отношения с близкими, изменить место жительства, поменять свое окружение, начать заново учиться другой профессии и т.д. Их жизнь протекает в большей степени однообразно. Варианты жизни: «Жизнь как распорядок», «Жизнь как откладывание на потом и подготовка».

Причиной всех этих трудностей является отторможенность двух субъектных ролей: «Распорядитель ресурсов» и «Хозяин жизни». Чаще всего это происходит из-за повышенного контроля со стороны родителей в детские годы или многократного негативного опыта принятия решений, приведшего к ужасным последствиям в жизни, от которых складывается периодически возникающее чувство сожаления долгие годы. Обычно в глубине стратегии принятия решения лежит следующая установка: «не стоит решать сейчас, так как может найтись лучший вариант», «если я приму решение, то будет только хуже», «выбор стоит делать, только советуясь с теми, кто лучше знает», «не надо ничего менять — потеряешь то, что имеешь» и т.д.

Лайфхак! Вспомните несколько решений, которые вы принимали с большим трудом. Проанализируйте максимально объективно, что вам мешало осуществить выбор быстро и качественно. Вспомните период, когда вы на что-то в вашей жизни существенно повлияли. Заметьте, какие ресурсы использовали. Сравните успешный и неуспешный опыт принятия решения между собой. Найдите внутренние ресурсы, которые вам помогли эффективно сделать выбор. Чаще всего это хороший анализ ситуации, осознание критериев выбора и приоритетов, опора на свое Я, оценка рисков, видение эффектов. Начните их применять к новой ситуации, в которой вам важно самостоятельно принять правильное решение. Сделайте выбор и корректируйте получаемые результаты.

В технологии «Коучинг жизненного пути» разработано множество инструментов по достижению личностной зрелости в этой области: модель «Субъектные роли», тесты «Уровень субъектности и профиль субъектных ролей», технология «Реконструкция событий принятия поворотных решений жизни», методика «Оценка субъектности ключевых и поворотных событий жизни», модель «Структура паттерна принятия решений», технология «Трансформация негативного паттерна», модель «Тени и слабости субъектных ролей», технология «Трансформация теневых ролей и слабостей», технология «Трансформация варианта жизни» и т.д.

Инфантильность в отношении к своему здоровью связана с тем, что большинство людей не замечают в своей жизни, как состояние здоровья медленно меняется. Если в детстве человек был здоров и справлялся с некоторыми болезнями относительно легко, то на этапах юности, ранней и средней взрослости чаще всего он живет так, будто жизнь и будет проходить безмятежно, у него всегда будут силы на все дела и поступки. Это напоминает метафору «сварившейся лягушки». Если лягушку бросить в кипяток, то она быстро выпрыгнет из него. А если ее положить в холодную воду, очень медленно нагревая ее, то она сварится, не делая попыток противостоять негативным обстоятельствам, не замечая угроз своей жизни. Люди живут так, словно они бессмертны. И на это есть множество психологических причин, помогающих избегать страха смерти и застревание в негативных мыслях и эмоциях по этому поводу.

К этому типу инфантильности относятся две основные категорий людей: люди, следящие за своим здоровьем только в случае возникновения сложностей, и те, которые даже в случае болезни предпочитают не обращаться к врачам, долго занимаясь самолечением. Апогей второго типа — люди, не обращающиеся к врачу до тех пор, пока их на скорой помощи не отправят в больницу и т.д.

Внутри второй категории можно выделить экстремальный случай — людей, злоупотребляющих своим здоровьем (разрушители себя). Среди них люди с большим избыточным весом, анорексией, алкоголики, наркоманы и т.д. Несмотря на то, что это совершенно разные симптомы с точки зрения их зарождения, совокупности глубинных причин, особенностей развития, у них есть общее. Всех их объединяют главные паттерны: длительное игнорирование обратной связи об ухудшении самочувствия, страхи, затягивание анализа состояния здоровья, задержка обращения к врачу, неверное отношение к профилактике здоровья, избегание диспансеризации и т.д.

Если с годами у человека не вырабатывается инициативное, самостоятельное, рефлексивное и ответственное отношение к своему здоровью (субъектное), он сам заводит себя в тяжелейшие и нередко не поправимые проблемы. Ведь время жизни и здоровье — это невозобновляемые ресурсы человека!

Есть противоположная инфантильность в отношении здоровья — те, кто развил неадекватную тревогу в отношении здоровья и постоянно боится даже не самых больших сложностей: микробов, небольшого сквозняка, легкого мороза, вредных химикатов во всех продуктах, осложнений после простуды и т.д. По своей природе это детские страхи, преувеличения и фантазии. Человек с такой сложностью обычно страдает навязчивым поведением: постоянными разговорами об угрозе здоровью, бесконечным мытьем рук, уборкой полов по несколько раз в день и т.д.

Инфантильность в отношении здоровья связана с различными негативными эффектами от неправильной реализации многих вариантов жизни: «Жизнь как достигаторство» (трудоголик, не обращающий внимание на себя), «Жизнь как дрейф» (разбросанность во всем; до здоровья дело не доходит), «Жизнь как обязательство» (на себя никогда не хватает времени, так как многое делается для других). Обычно у таких людей очень слабо развита роль «Управленец самого себя».

В глубине проблемы такого наивного отношения к главному ресурсу жизни лежит целый ряд психологических причин. Среди них важнейшее значение имеют негативные установки и убеждения. В начале жизненного пути это установка: «здоровье будет всегда», на последующих этапах жизни: «интерес к здоровью — множество проблем», а в зрелые годы: «здоровье не вернешь, все бесполезно». На установках в ходе жизни складываются индивидуальные негативные убеждения: «жизнь очень долгая — надо получать удовольствие», «когда будут проблемы, медицина придумает много решений», «на здоровье повлиять нельзя, так как оно определено изначально», «от жизни надо брать все, пока получается», «здоровьем следует заниматься, когда будут проблемы», «лучше о здоровье не думать, а то накличешь», «смерть можно обмануть, если о ней не думать», «врачи найдут то, чего там никогда не было», «врачи сами ничего не знают — все в руках Всевышнего» и т.д.

В итоге те, кто не занимаются здоровьем, совсем игнорируя стратегии упреждения сложностей, обречены в конце своего пути на вариант жизни «Жизнь как доживание и страдание», обременяя себя и других ужасными тяготами.

Лайфхак! Исследуйте свои фоновые мысли в отношении здоровья, полной диагностики организма, диспансеризации, обращения к врачам. Подумайте, почему у вас такое отношение к здоровью и заботе о нем. Найдите противоположные примеры отношения к вопросам здоровья среди своих знакомых и коллег. Заметьте, что и как они делают. Составьте список полезных принципов, которые стоит поддерживать. Переосмыслите свое отношение к вопросам здоровья и упреждения возможных сложностей. Верните адекватную ценность здоровью и заботе о нем. Начните планировать свои стратегии поддержания здоровья и долголетия. Отдельно изучите существующие стратегии активной жизни в зрелые голы. Интересуйтесь успешными людьми в этой области. Подумайте, как будет выглядеть ваша жизнь на ее последующих этапах. Решите, для чего большего вам важно быть в хорошей форме.

В технологии «Коучинг жизненного пути» разработано множество инструментов по достижению личностной зрелости в этой области: модель «Субъектные роли», тесты «Уровень субъектности и профиль субъектных ролей», технология «Реконструкция событий, связанных со здоровьем (поддержание и нарушения)», методика «Оценка субъектности ключевых событий здоровья», методика «Работа с фоновыми мыслями: выявление негативных установок убеждений и их реверсия», техника «Работа с негативными установками», техника «Каскад поддерживающих убеждений», технология «Проектирование последующих этапов жизни» и т.д.

Инфантильность в центрировании на второстепенных ситуациях, делах и интересах связана с тем, что значительная часть людей привыкает решать множество текущих задач, редко задумываясь о жизненно важных целях в будущем и стратегии жизни. Они склонны решать только те проблемы и задачи, к которым они привыкли. Можно выделить несколько категорий людей: люди, живущие в рамках привычной схемы организации жизни, выполняющие однотипные дела в структуре рабочего и выходного дня; «рабочие лошадки», которые везут весь груз не самых любимых дел на работе и дома; активисты, которые больше изображают бурную активность, чем выполняют реально сложные и востребованные задачи. Всех их объединяет важное качество — умение справляться с большим количеством простых дел, на которые у них хватает текущей компетентности. Чаще всего они не озадачены постоянным развитием и обучением, имеют невысокую обучаемость, некоторые из них вообще не любят учиться. В профессиональной сфере они заняты в качестве простых сотрудников и линейных управленцев на самых первичных этажах менеджмента. Их сильная сторона заключается в том, что они легко работают в заданных однотипных ритме и схеме дел. Им сложно решать новые возникающие задачи и искать нестандартные средства реализации целей, поэтому они избегают кардинальных перемен в работе. Такие люди работают так, будто их трудовая деятельность будет всегда востребована и одинакова по структуре дел. Они не осознают, что даже в самых консервативных сферах происходят изменения. Их инфантилизм заключается именно в этом. Они наивно считают, что их компетенции могут не меняться очень долго. Их отношение к развитию себя задержалось на одном из этапов школьного обучения. Чаще всего сложности, возникающие в образовании, создали почву для невысокой самооценки, поэтому они с трудом представляют получение нового образования и существенную смену позиции на работе. А созданная зона комфорта помогает им чувствовать себя относительно безопасно, оберегая пусть небольшое, но уже «заработанное» скромными результатами самоуважение.

Эти люди живут следующими вариантами жизни: «Жизнь как распорядок», «Жизнь как обязательство», «Жизнь как дрейф». У них средний уровень развития «Делателя». Как правило, ниже среднего развит «Управленец самого себя» и слабо сформировался «Хозяин жизни».

Причины такого детского отношения к личностному и профессиональному росту коренятся в детстве, у них развита ситуативная рефлексия и им не свойственно системно анализировать жизнь в далекой перспективе. Чаще всего такие люди имеют негативный опыт обучения в школе, когда их отрицательные результаты связывались окружающими и ими самими с их личностью: если ты не можешь выполнить домашнее задание или решить сложную задачу, ты глупый, неудачник и т.д. Подобные токсичные убеждения могут приводить не только к нежеланию учиться, но и даже к различного рода страхам в обучении. Но может быть и противоположная ситуация. Человек мог быть успешен в обучении, не испытывая особого удовольствия от личных достижений, а учился, угождая родителям и учителям, реализуя адаптивные стратегии. Чаще всего это достигается выработкой привычной схемы действий вот по какому принципу: «сделаю по схеме, чтобы не было сложностей». Многие из них имеют такие убеждения, как: «важно много трудиться, потому что так правильно», «каждый результат дается большим трудом», «родителей нельзя расстраивать, иначе я потеряю их любовь», «родители много работают, поэтому мой долг — хорошо учиться», «у всех много неприятных обязанностей, мои — учиться», «если ты не понимаешь, как делать домашнюю работу, сделай что-то, чтобы было видно, что ты работал», «если сложная задача не решается, реши простую и скажи, что просто ошибся» и т.д. В итоге растущий человек привыкает действовать, не получая истинного удовлетворения, вырабатывает привычку к упрощённой ежедневной активности.

Лайфхак! Рассмотрите подробно свои отношения с обучением и развитием. Как давно вы меняли компетентность? Какие эмоции вы испытываете в обучении? Какого типа обучение любите, а какого — не любите? Определите негативные убеждения в отношении обучения и развития, приобретения новых компетенций, получения дополнительного образования. Составьте список убеждений. Для каждого из них напишите 5 – 6 аргументов их несостоятельности. Проанализируйте свой успех. Представьте, как изменится ваша жизнь, если вы получите новые знания и опыт? Создайте новые притязания для профессионального продвижения (карьерный рост, новая интересная профессия и т.д.). Поставьте несколько важных целей саморазвития, которые приведут вас к успеху. Подберите книги, курсы, вебинары, которые вам будут полезны. Начните действовать в обучении и применяйте на практике каждый день полученные знания.

В технологии «Коучинг жизненного пути» разработано множество инструментов по достижению личностной зрелости в этой области: модель «Субъектные роли», тесты «Уровень субъектности и профиль субъектных ролей» и «Индивидуальный профиль вариантов жизни», технология «Реконструкция событий жизни», методика «Оценка субъектности ключевых и поворотных событий жизни», технология «Трансформация варианта жизни», техника «Интеграция жизненных событий и связанность жизни», методика «Работа с фоновыми мыслями: выявление негативных установок убеждений и их реверсия», техника «Каскад поддерживающих убеждений», технология «Проектирование последующих этапов жизни», технология «Постановка жизненно важных целей», технология «Семь типов ресурсов» т.д.

Инфантильность в управлении образом жизни связана с ежедневными привычками жить. Образ жизни состоит из системы переплетённых между собой жизненных стилей, по типу «сова – жаворонок». Они часто складываются у людей бессознательно и потом, как берега реки, обрамляют течение жизни, не давая руслу менять свое направление. К ним относятся привычки организации сна и бодрствования, структуры дня, стиля питания, ритмов отдыха и работы, физической активности и т.д. Большинство людей не замечает слагаемых своего образа жизни. Вместе с тем именно от него зависит то, как человек организует себя и свою жизнь. Если человек постоянно слишком поздно ложиться спать, а потом рано встает, не отдохнув, как следует, то его последующая активность (продуктивность) на работе и дома будут не очень эффективны. Жизненные стили влияют на успешность жизни в различных ее областях. В отношении данного типа инфантильности можно выделить несколько категорий людей: с хаотически меняющимся образом жизни, с устойчиво повторяющимися негативными стилями, с большими проблемами, которые порождены в большей степени образом жизни. В каждом из вариантов сложности могут наступать как по всем параметрам жизненных стилей (в методе их выделено тринадцать), так и в некоторых из них. В первом случае люди не придерживаются каких-либо четких рамок, например, структуры дня, смены напряжённой активности и отдыха, режима сна, системы здорового питания и т.д. Во втором случае у человека обычно в одном из стилей имеются проблемы средней сложности, которые приводят к заметной неэффективности в различных контекстах жизни. Для людей третьей категории все гораздо тяжелее: их проблемы стали системными и с трудом поддаются самостоятельной корректировке. Особенно это касается ритмов сна, системы питания. Значительные сбои в этих привычках жить наносят урон здоровью, часто непоправимый. Многие, даже молодые люди, после длительных посиделок за компьютерными играми не могут восстановить нормальный сон и здоровый образ жизни. Безотчетное сдерживание в питании и длительное «голодание» в погоне за «стройностью» могут приводить к тяжелым формам анорексии. Подобного рода проблемы, как известно, даже приводят к летальным исходам. Люди становятся особенно чувствительны к нарушениям жизненных стилей после 45 – 50 лет, когда организм уже переходит в другой режим функционирования. Если человек наивно задержался психологически в своем отношении к образу жизни в возрасте 20 – 30 лет, как это чаще всего происходит, появляются первые сложности, которые могут стать необратимыми. Иными словами, важно научиться жить в соответствии со своим физическим возрастом и проживаемым этапом жизни, внимательно относиться к себе и своей жизни. Если в первой половине жизни люди могут проявлять большое разнообразие в вариативности образа жизни, «сбивая» свои привычные ритмы, то во второй половине жизни важны сходство, распорядок, четкая система. Детское отношение к своим возможностям по принципу «мне можно постоянно нарушать правила здорового образа жизни, я со всем справлюсь» перестает работать.

В данном типе инфантильности основная сложность людей — отсутствие осознанного управления своими привычками жить. Вот варианты жизни, с которыми она связана: «Жизнь как дрейф», «Жизнь как развлечение», «Жизнь как сон». У таких людей крайне слабо развиты субъектные роли: «Распорядитель ресурсов», «Управленец самого себя».

Основные причины такого положения дел — негативные убеждения: «живут по расписанию только дети, а я не в школе», «нельзя себя ограничивать в удовольствиях, и так жизнь сложная», «если я немного отклонюсь от правил, все легко поправимо», «жизнь не рельсы, ее не стоит загонять в жесткие рамки», «жизнь в рамках — это скучно и неинтересно», «я и так много работаю — когда же мне «отрываться» еще». Подобного рода установки и убеждения приводят к тому, что человек обесценивает системные и подконтрольные, полезные привычки жить, попустительски позволяя сложиться прямо противоположным. Еще глубже лежат психологические причины, связанные с неудовлетворенностью в жизни, как правило, от работы и отношений. На определённом уровне люди это осознают, но неумение справиться с трудностями, нежелание прилагать волевые усилия и контроль приводят к тому, что сиюминутные соблазны берут верх над человеком.

Лайфхак! Исследуйте свои ежедневные привычки жить. Сделайте хронометраж своих типичных «рабочего» и «выходного» дней. Заметьте, что и как вы делаете системно и, наоборот, хаотично. Найдите закономерности, повторяющиеся позитивные и негативные стороны организации жизни. Найдите «токсичные привычки» в образе жизни. Составьте список полезных принципов, которые стоит поддерживать в организации жизни. Переосмыслите свое отношение к самоорганизации своего дня, недели, месяца. Верните адекватную ценность позитивной организации образа жизни. Начните планировать свои стратегии поддержания здорового и эффективного образа жизни. Отдельно изучите существующие стратегии активной жизни на следующих ее этапах. Интересуйтесь успешными людьми в этой области. Подумайте, ради чего большего вам следует внимательно относиться к своему образу жизни.

В технологии «Коучинг жизненного пути» разработано множество инструментов по достижению личностной зрелости в этой области: модель «Субъектные роли», тесты «Уровень субъектности и профиль субъектных ролей», модель «Тринадцать жизненных стилей», чек-лист «Мой образ жизни», методика «Матрица привлекательности жизни», чек-лист «Воры жизни», технология «Преодоление негативного паттерна жизненного стиля», методика «Работа с фоновыми мыслями: выявление негативных установок убеждений и их реверсия», техника «Каскад поддерживающих убеждений», технология «Проектирование последующих этапов жизни» и т.д.

Конечно, видов инфантильности можно выделить значительно больше. Здесь представлены самые важные и наиболее распространенные случаи. Знакомясь с этим описанием, важно понять главное: на качество, успех и удовлетворенность жизни влияет ваша осознанность, умение вовремя честно признаваться себе в проявлении «детской позиции», идеализации себя и своих отношений с миром, правильный настрой на развитие, желание двигаться вперед!

После знакомства с каждым из видов инфантильности предлагаю вам сделать из этого описания чек-лист, отметив наиболее проблемные позиции, составить их рейтинг и затем перейти к выполнению предложенного самокоучинга (см. лайфхаки). Помните, что в рамках моего метода «Коучинг жизненного пути» есть множество полезных инструментов, которые вы найдете на сайте и тренингах.

Желаю вам мощного развития субъектности и достижения истинной личностной зрелости!