Коучинг жизненного пути: от менеджера самого себя — к автору своей жизни — Коучинг жизненного пути личности

Коучинг жизненного пути: от менеджера самого себя — к автору своей жизни

Вы задумывались когда?либо, почему вам не хватало имеющейся мотивации и силы воли, чтобы осуществить важные, часто давно назревшие перемены в себе и своей жизни? Вы хотели изменить свою судьбу? У вас возникало желание что?либо начать с чистого листа? Может быть, даже заняться другим делом, поменять свое окружение, построить счастливые отношения в семье иного качества, достичь высокого положения в обществе, начать собственный высокодоходный, социально?полезный и интересный вам бизнес — словом, повернуть ход своей личной истории в другую сторону? Вы уже ходили на разные семинары, тренинги и коучинги для того, чтобы стать более эффективным, существенно улучшить свою коммуникацию, победить некоторые качества (мешающие работе и общению), освободиться от вредных привычек, достичь важных целей и т.д.?

В университетах учат науке и искусству управления большими организациями (бизнесом), но мало где можно получить практически действенные знания о том, как стать менеджером самому себе, как научиться управлять своим жизненным путем (событиями жизни), влиять на большую часть того, что с нами происходит, и в итоге стать автором своего жизненного пути!

Автор статьи уже более 25 лет основательно занимается теоретической и практической психологией. Все эти годы, помогая людям меняться, ищет глубинные причины того, почему некоторые сложности трансформируются легко, а другие очень медленно либо остаются неизменными вовсе. И порой даже самые передовые методики в таких случаях оказываются не слишком действенными!

Вот далеко не полный перечень того, что многие заявляют для изменений в качестве волшебного «хочу»: бросить курить, перестать испытывать приступы ревности, начать делать зарядку по утрам, прекратить объедаться, ложиться каждый день не позже 23?00, избавиться от пустой траты времени за просмотрами сериалов и просиживанием в мировой сети, регулярно ходить в тренажерный зал без сбоев, найти одного любимого человека на долгие годы и т.д. Не говоря уже о жалобах на преодоление алкогольной зависимости, наркотиков, исцеление психосоматических заболеваний (от анорексии, псориаза), что больше касается психотерапии. Но у целого ряда людей, посещавших различных консультантов, даже простые изменения так и не произошли!

Большинство специалистов, работающих в области человеческих изменений (а их стало много разных: коучи, психологи, психотерапевты и т.д.) в таких случаях аккуратно уйдут от главного вопроса (обсуждения глубинных причин), посетовав на то, что человек не изменился, так как:

  • не слишком сильно хотел изменений;
  • не демонстрировал личной ответственности;
  • включал механизмы защиты;
  • не признавал наличие целого ряда сложностей;
  • не предъявлял соответствующего запроса на глубокую работу;
  • не выполнял данных в рамках консультирования (тренингов) обязательств и т.д.

Всё это, конечно, является справедливым, отчасти входит в круг причин такого положения дел! Среди академических психологов стала расхожей фраза «человек (психика) — слишком сложный предмет для его изучения и изменений, наука еще не так много знает о том, как он устроен». Все это и много другое, что мы слышим от профессионалов в значительной мере, — правда!

Проблема начинается с постановки самого вопроса, а уже затем в ходе поиска ответов на него складывается соответствующий метод ее преодоления! Иными словами, на какой вопрос ищешь ответ, такие инструменты для изменений имеешь шанс найти.

Большинство концепций по оказанию помощи человеку осуществляют диагностику локально, а специалист придерживается рамок запроса клиента (что профессионально обоснованно) с небольшим расширением круга задач. Например, человек жалуется на отсутствие мотивации к работе, не испытывает от нее финансового и морального удовлетворения. В этом случае консультант чаще всего скажет, что надо понять конкретные интересы клиента, изучить его способности, ценности, интересы и т.д., а затем помочь ему подыскать такую работу, которая подойдет. При этом самое главное — способ жить, который привел человека к такому положению дел, останется в стороне!

По мнению автора, нужно переформулировать саму постановку вопроса: как менять не что?то локальное в себе (привычки, черты, способности, мотивы, цели и т.д.), а как изменить способы жизни на различных уровнях?

Тогда «правильные» вопросы становятся другими:

  • Сколько существует способов жить?
  • Как и почему тот или иной способ в жизни становится предпочтительным?
  • Как связаны жизненная эффективность и способы организации жизни?
  • Как соотносятся понятия «жизненный стиль», «стратегия жизни», «вариант жизни» и т.д.?
  • Какие варианты жизни уже описаны в психологии?
  • Как связаны психологический тип человека и выработанные способы жить?
  • В какой мере имеющиеся понятия представлены практически, то есть могут быть инструментами для консультирования и оказания действенной помощи?
  • Что является ключевым фактором в изменении способа жизни?
  • Какие методики могут системно диагностировать и существенно обогатить жизнь человека?
  • И т.д.

В словаре консультанта (психолога?практика, коуча) такие понятия, как жизнь, жизненный путь, способ жить, стратегия жизни, стиль жизни, должны стать главными! Ведь невозможно изменить что?либо в опыте человека, не рассматривая всю систему в целом: личность и то, во что она включена! С точки зрения практической помощи людям этот тезис можно сформулировать еще более конкретно: меняя способ жить, человек меняет себя, преодолевая свои главные сложности! Именно трансформации способа жить должны быть посвящены современные теория и практика психологии!

Дело в том, что все перечисленные выше сложности — следствие и затем причина выработанного (автоматизированного) способа жить! Человек поздно ложится спать, переедает, сидит часами за телевизором или в интернете, потому что он так привык жить (часто уже долгие годы). Это привычки другого типа. Они в свою очередь обуславливают определенный уклад жизни (начиная с временной самоорганизации в течение дня, различных предпочтений в питании, заканчивая уровнем притязаний (на что человек позволяет себе претендовать в жизни) и умением эффективно организовывать себя).

По поводу самоорганизации важно заметить, что человеку довольно рано предоставляются возможности развивать в себе собственного менеджера. Уже, когда он самостоятельно играет в игрушки, ему многое приходится делать: раскладывать их, готовить пространство, придумывать различные сценарии игры, убирать за собой и т.д. Эта роль со временем совершенствуется и включает целый ряд компонентов по самоорганизации:

  • умение ставить соответствующий уровень целей;
  • правильно планировать ресурсы;
  • оценивать риски;
  • включать нужную мотивацию;
  • быстро и качественно принимать решения;
  • активно и правильно действовать;
  • регулировать качество действий;
  • инициировать подходящие стратегии совладания с собой;
  • и т.д.

К сожалению, не все формируют у себя довольно высокий уровень самостоятельности (субъектности). Именно это должно стать отдельной темой для занятий в коучингах и психотерапии.

Всем известный управленческий цикл глубоко психологичен : опыт его организации в жизни приводит к различным уровням самостоятельности (субъектности) и самоорганизации:

  • Инициатор различных дел.
  • Распределитель ресурсов.
  • Реализатор значительных целей/проектов (событий).
  • Управленец самого себя.
  • Хозяин своей жизни.
  • Автор продуктов своего творчества.
  • Автор жизни (вариантов и способов).

На разных этапах жизни у человека из этого списка преобладает одна или несколько ролей из указанного выше списка. И именно самая развитая роль является управленческим началом в личности, она координирует все другие подструктуры личностного своеобразия (архетипические и другие роли, позиции и части личности). Автором статьи предложена диагностическая матрица базовых ролей человека и отдельный инструмент для глубокого анализа себя: конструкт личностного своеобразия, а затем специальные методики обогащения своего «Я» (изменений).

Внутри ролевой идентификации человека может происходить ролевой конфликт (нарушение целостности и конгруэнтности). Крайние случаи разворачивания конфликтов приводят к серьезным проблемам в жизни и даже в психическом здоровье.

Все выше изложенные рассуждения неизбежно приводят к важному выводу: нам всем (клиентам и консультантам) нужна новая научно обоснованная системная практическая психология!

Попыткой построить одну из версий такой модели на основе лучшей научной психологической мысли и имеющихся практик является концепция и технология «Системное формирование жизненного пути личности» , которая состоит из двух самостоятельных системно организованных технологий (моделей помощи людям): «Коучинг жизненного пути личности» (работа с «житейскими» сложностями) и «Терапия жизненного пути личности» (работа с психологическими травмами и глубинными проблемами).

Далее в статье речь пойдет о подходе в целом и о коучинге жизненного пути, так как он может быть интересен наиболее широкому кругу читателей, ведь редко можно встретить людей, которым нечего улучшать в своей жизни.

На современный манер можно было бы сказать, что «Коучинг жизненного пути» имеет свои синонимичные названия: «Рестайлинг жизни», «Редизайнинг жизни», «Перепрограммирование жизни», «Обогащение жизненного пути» и т.д.

Кратко остановимся на основных идеях и инструментах авторской концепции. Неподготовленному читателю некоторые понятия могут показаться немного абстрактными и даже не очень ясными — в этом случае стоит чуть больше вникнуть в детализацию сказанного и имеющиеся примеры, тогда сложится общая картина, помогающая понять оригинальность и системность метода.

Преимущество данной концепции состоит не только в широте охваченных идей передовой научной психологической мысли, но и в том, что автор технологично разработал под каждое теоретическое положение особый практический инструментарий, который целостно апробирован в многолетней системе консультирования (коучинге и терапии). Как известно, ничего нет более практичного, чем умная теория.

Более того, при разработке метода ставилась отдельная задача — спроектировать в первую очередь коучинговые инструменты: экспресс?тесты, специальные коучинговые вопросники (система «правильных» вопросов), легкие упражнения, относительно простые техники и т.д. Они сочетают в себе принципы работы быстроты, простоты, глубины, практичности, научности. Часть из них люди могут сделать самостоятельно, без помощи специально обученного консультанта (книга?коучинг на эту тему находится в стадии написания).

Психологи с особым интересом могут заметить влияние большого числа психологических концепций (зарубежных: А. Адлер, Ш. Бюлер, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, Д. Келли, В. Франкл, А. Бандура и т.д.; отечественных: С.Л. Рубинштейн, В.Н. Дружинин и т.д.) на созданные разработки.

В кратком изложении от общего к частному основные идеи авторской концепции выглядят следующим образом.

Личность человека, реализующую собственный жизненный путь, динамически разворачивающую в нем определенные варианты и стили жизни, можно описать в виде «Четырех?мерной модели основ формирования жизненного пути» (в психическом плане: ментального пространства — «4D» измерений):

«4D» модель

Ось «Подструктуры «Я» (личностного опыта)»: конструкт личностного своеобразия (структура соподчиненных базовых ролей), установки и убеждения, ценности и мотивы, намерения и т.д.
Ось «Жизненные события»: виды событий, индивидуальные этапы жизни, смысл жизненного этапа (миссия), смысл жизни в целом и т.д.
Ось «Значимое социальное окружение (ЗСО)»: личное окружение, профессиональное окружение, «ЗСО поддержки», «ЗСО будущего – наивысшего потенциала» и т.д.
Ось «Контексты – Миры»: значимые ситуации, структура жизненных контекстов, области самореализации в жизни, орбита самореализации, авторский мир и т.д.

Каждая из осей является средством системной и одновременно быстрой (экспресс) диагностики всего того, что происходит в личности и жизни человека. В целом структура четырех осей раскрывает тип личности и варианты жизни, которые он поддерживает, основные глубинные свойственные данным структурам установки (личности о себе и мире вокруг), что в итоге определяет различные жизненные стратегии и способы принятия важнейших жизненных решений, стратегии совладания. Наиболее отчетливо все эти важные аспекты опыта человека проявляются в индивидуальной структуре событий жизни и личностном маршруте построения этапов жизненного пути.

Таким образом, предметом коучинга является постоянное осознание пересечений каждой оси в прошлом, настоящем и будущем человека, что приводит к множеству инстайтов, раскрытию глубинных причин жизненной эффективности, а также сложностей и неудач.

Осознавая точки пересечений этих четырех осей ментального пространства, человек получает возможность глубинно понять то, как события его жизни влияют на его личность, раскрывая глубинные причины всего случившегося в его жизни. Данный инструмент позволяет осознать то, как определенный тип установок влияет на стратегии построения отношений в различных контекстах, индивидуальную структуру сложившихся жизненных контекстов. В целом он приводит к объяснениям, как базовые жизненные роли влияют на коммуникацию с людьми и выбор вариантов жизни и так далее.

В данном методе разработаны тесты системной оценки уровня самостоятельности (субъектности), которая определяет способность человека влиять на свою жизнь. Именно она должна стать решающим критерием выбора методик работы с клиентом. Например, бесполезно ожидать от человека с низким уровнем самостоятельности (субъектности), что он сможет ответственно относиться к реализации программы целей! Все останется мечтами и планами, их реализация будет тормозиться бесчисленным множеством отговорок и откладываний (прокрастинация). Именно достигнутый личностью уровень самостоятельности помогает понять, как далеко и глубоко можно осуществлять коучинг (оставаться в рамках зоны ближайшего развития или идти с клиентом в долгосрочные перспективы).

В предлагаемой технологии вводится важное понятие «Личностная уязвимость», помогающее системно диагностировать базовые сложности в жизни человека, оттормаживающие большинство желаемых изменений. Они также выявляются в четырех осях, что принципиально для достижения полноты мониторинга жизненных препятствий.

Кроме того, в данной модели помощи человеку спроектированы базовые техники для работы с каждой осью ментального пространства, а также универсальные технологии и техники, помогающие преодолеть препятствия для большинства планируемых человеком жизненных изменений.

К универсальным технологиям относятся следующие :

  • Диагностическая технология «Эффективная постановка жизненноважных целей» (47 «правильных» вопросов).
  • Техника «Богатый контекст».
  • Общая технология преодоления препятствий.
  • Техника «Проектирование желаемого состояния на основе трех типов ресурсов».
  • Техника «Трансформация каскада негативных убеждений».
  • Техника «Трансформация симптома при помощи изменения установок».
  • Техника «Преодоление жизненных препятствий на основе ресурсов значимого социального окружения».
  • Техника «Переопределение позитивного намерения в сложной коммуникативной ситуации».
  • Техника «Трансформация неэффективной стратегии/паттерна».
  • Технология «Усиление мотивации».
  • Технология «Усиление стратегий совладания».
  • Расширенная технология работы с вторичными выгодами.
  • Расширенная технология работы по экологической проверке изменений.

Эти универсальные технологии разработаны таким образом, что могут помочь преодолеть широкий круг препятствий, возникающий на жизненном пути человека, справиться с личностной уязвимостью. Все спроектированные техники, их более 30, помогают не только преодолеть сложности, но и развить субъектность, усилить личностную целостность, повысить эмоциональную привлекательность, насыщенность и событийность жизни, определить будущие этапы жизненного пути, ведущие к наивысшему потенциалу.

В целом авторская концепция и технология «Коучинг жизненного пути личности» направлена на системную диагностику сложностей, определение ближайших и отдаленных перспектив развития (потенциала и наивысшего потенциала), гармонизацию отношений с людьми, трансформацию препятствий для построения иного качества жизни в различных контекстах: семья, бизнес, саморазвитие/образование, здоровье, физическая активность, досуг и т.д.

Данные практические инструменты реализуются в виде системы тренингов и коучингов. Они в итоге сначала позволяют усилить позицию управленца и хозяина своей жизни, а затем, решив индивидуальные жизненные трудности, стать автором собственной жизни: спроектировать и реализовать такую жизнь, которую хочет и достоин человек!

Консультант (коуч), работающий в данной модели, получает системную технологию по обогащению личности и жизни человека! Он подобен ландшафтному дизайнеру, который вместе с хозяином полностью помогает ему изменить пейзаж за окном собственного дома!